Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Синие ночи

Джоан Дидион

  • Аватар пользователя
    Аноним22 марта 2019 г.

    В который раз не понимаю преобладания негативных рецензий на очень неплохую книгу. Она похожа на маленькое море меланхолии под грустной синей обложкой, случайно услышанный отрывок блюза, льющегося из незнакомого окна. Гербарий трогательных, немного рваных по краям воспоминаний об умершей дочери - девочке, названной в честь когда-то независимого мексиканского штата Кинтана-Роо. Написано так лично и интимно, что пару раз я почти прослезилась, хотя еще полчаса назад и знать не знала кто такая Джоан Дидион и ее приемная дочь.

    Джоан помнит все: и самое красивое и светлое, и то, что хотелось бы забыть. Те моменты, когда дочь спускалась с холма, чтобы пойти в школу, ее завтраки в синих коробках, первые неожиданно серьезные стихи, стефанотисы в ее волосах в день свадьбы... А еще то, как она спрашивала, что случилось бы, если бы они тогда ее не забрали, если бы им попалась другая девочка. И то, как в пять лет позвонила в психиатрическую клинику, чтобы спросить, что ей делать, если однажды она сойдет с ума. И самое жуткое - как она на самом деле провела последние месяцы своей жизни в реанимации с видом на парк и серую реку. Частые повторения одних и тех же образов меня не смущали: как человек творческий, Дидион выбрала самые говорящие кадры для своей галереи воспоминаний и этим напевным повторением просто фиксировала их во всем многообразии прожитого времени.

    То, на что тут жаловались многие - мол, много имен каких-то левых людей и брендов - меня тоже не покоробило. Я лично многие из этих имен знаю и мне наоборот чертовски приятно увидеть в тексте упоминание любимого Лиама Нисона или элегантной Ванессы Редгрейв. Поэтому мне интересно было читать про киношно-литературное окружение Джоан: все эти встречи на яхтах, полжизни в отелях , детство Кинтаны с полетами в Мексику или на Гонолулу...

    Это книга о вечных категориях: о жизни и смерти, о неумолимом ходе времени, которое отнимает у нас все, что мы любим, о пугающем наступлении старости, в которую мы не верили, пока были молодыми. Как и в то, что что-то плохое может произойти не с кем-то, а именно с нами или нашими детьми. Дидиан не дает советов о том, как пережить утрату. Очевидно, что справиться с ней невозможно. Но можно провести ревизию в нашей коробке воспоминаний, чтобы научиться рассматривать эти пожелтевшие фотокарточки с давно ушедшими минутами и людьми, как то, чего невозможно было избежать, с чем надо сродниться, чтобы окончательно не повредиться рассудком.

    42
    1,2K