Рецензия на книгу
ЖД
Дмитрий Быков
Аноним21 марта 2019 г.РЖД, или в поисках Итаки
При всём том,что роман Дмитрия Быкова “ЖД” очень многословен, не лишён самоповторов, разнороден, - это яркий, точный, мощный роман.
Концепцию кругового движения России, которую Быков воплощает в романе, он уже успел высказать задолго до выхода книги: в "Философических письмах", в интервью. Роман "ЖД" стал тем самым долгожданным ребёнком, в которого много вложили ещё до его рождения.
По Быкову, варяги и хазары неустанно сменяют друг друга, завоёвывая Россию и воцаряясь на ней, после чего завоеватели меняются местами. В этой цикличности Россия не может встать на путь Истории, так как история - это разрыв круга, начало нового пути.
Россия - бесхозная страна, а человек в ней бездомен. И хазары и варяги - это завоеватели, для которых не существует понятия дома. Да и от коренного населения (их Быков называет Васьками) ничего особенного ждать не приходится. Правда, образ Аньки - девочки из обычной семьи, но из жалости сопровождающей ваську Василия Ивановича, - даёт надежду. Она - воплощение выдуманного Быковым газа флогистона, что возникает из пустот земных недр. Пузырёк, чреватый смыслами и переменами. Лирической отступление о флогистоне - дивное место в романе.
Книга строится на конфликте двух начал: ДОРОГИ и ДОМА. Именно между ними разворачивается настоящая феерия романа. Россия - это дом, но дом покинутый. Поэтому почти все герои романа странствуют, исключая разве что жителей деревни Дегунино и васек из заражённой зоны. Здесь есть герои-изгнанники, перебежчики, едущие в отпуск с войны (только это не праведная освободительная война, а бессмысленное блуждание по кругу и застревание в бюрократических дебрях), странствующие, а есть затворники, о которых мы узнаём из совершенно умбертоэковской главы “В монастыре”. Путей много, дороги зовут. Любая история изрезана путями и возможностями, как Россия - железными дорогами. Но вступать на эти пути либо бессмысленно, либо опасно. Дорога имеет смысл тогда, когда есть Дом, своя Земля. А в "ЖД" описана ситация Одиссея без Итаки.
Россия Быкова - это страна с синдромом Василенко (по Быкову же). Почти фантастическое место чудесных встреч; место встречи гомеровского эпоса, гоголевского голоса, взывающего к русской земле, сказки и мифа, современности и старины. Это многоголосный, всё-возможный мир. Пэтому здесь есть место литературным ассоциям и голосам: Хеллер, Гашек, Умберто Эко, Николай Гоголь, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Иосиф Бродский - их интонации, художественные изобретения и стилистические особенности усложняют созданный Быковым образ России, работая на сверхзадачу автора создать русскую национальную поэму.
276K