Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Три товарища

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним20 марта 2019 г.

    Германия после Первой Мировой войны и перед началом Второй Мировой. Маленький немецкий городок. И люди со своими конкретными судьбами. Ремарку удалось отобразить это с удивительной правдивостью и при этом высокохудожественно. Повествование завораживает, притягивает, наполняет читателя мыслями и, главное, ощущением присутствия. Герои романа становятся знакомыми людьми, за которых болит сердце. Хочется отдалить конец чтения, т.к. расставание с полюбившимися образами навевает тоску.
    Тема послевоенного синдрома, зарождающегося фашизма, дружбы, любви, многообразия судеб, потери близкого человека, неразделенной любви, нехватки денег, поиска жизненного пути, вынужденного падения, самоубийства и убийства-это лишь часть тематический граней романа.
    Кроме всех прочих достоинств, книга изобилует афоризмами, которые навсегда остаются в памяти, порой, как руководство к правильным поступкам и осмыслению жизненно важных вопросов. Главные герои предстают настолько объемно, что возникает чувство реального общения с ними. Но особенно удивительно, что с не меньшей достоверностью воссозданы образы второго плана. Это и супружеская пара Хасе, которые в жизни постоянно ссорятся, но после самоубийства мужа-бухгалтера жена постарела буквально на глазах у Локампа за несколько мгновений. Это и Фердинанд со своей категоричностью суждений, это и Антонио, который любя без взаимности испанку-Риту, ждёт смерти соперника, но при этом не вызывает презрения у читателя, а только сочувствие.
    Стержнем повествования является тема выживания всех и каждого в трудное историческое время. Ремарк показывает, как с этим справляются разные люди в зависимости от нравственности, духовности, силы характера каждого. Кто-то оказывается за чертой морали, хотя при этом не вызывает презрения и отторжения, а наоборот сострадание и жалость.
    Чего стоит один образ булочника, находящегося на границе прошлого (умершая жена, тоска по ней) и зыбкого будущего с алчной, корыстной, неверной, но молодой супругой. Нельзя не посочувствовать ему, когда он попадает на уловки трёх товарищей во время покупки кадиллака или когда заказывает портрет покойной супруги, не имея возможности даже принести его домой, чтобы не вызвать недовольство новой пассии. Булочник, возможно, далеко не библейский персонаж, но в этих ситуациях становится как-то больно за него. Книга Ремарка учить принимать, понимать людей самых разных и быть терпимыми, ведь каждый из них-человек, у которого хоть раз в жизни о чём-то болела душа.
    Невозможно не отметить душевное богатство главной героини-Патриции. С каким философским терпением она переживает болезнь, с каким бескорыстием и благодарностью принимает знаки внимания Роберта. Как благородно, без истерики уходит из жизни, при этом любя жизнь больше других. А как она умеет радоваться дуновению, цветочному лепестку. А ведь этот образ, как и все другие создал для нас Ремарк.
    А ещё эта книга является той цепочкой, которая связывает поколения. Её читали наши бабушки, мамы, читаем мы, и, уверена, будут читать после нас.

    Содержит спойлеры
    2
    173