Рецензия на книгу
The Elegance of the Hedgehog
Muriel Barbery
Аноним17 марта 2019 г.Мюриель Барбери и Ирина Ерисанова
Вот, знаете, если читатель с середины книги начинает задаваться вопросом: «автор, дорогой, а ты вообще это все к чему?». С книгой явно что-то не так. «К чему», стало понятно к концу, а до того читатель в моем лице кусал губы и всячески гримасничал, отпуская реплики вроде: «затянуто», «неправдоподобно», «слишком уж претенциозно» и так далее.
Так как динамика в романе практически отсутствует, описать сюжет будет сложно. Перед нами: девочка-подросток, умная и образованная не по годам, в голову которой автор то и дело вкладывает тяжеловесные мысли; пожилая консьержка, изучающая философские труды и восхищающаяся произведениями Льва Толстого; богатый японец, поселившийся на склоне лет в роскошной парижской квартире. И вот "встретились два, три одиночества"! Это все.
Ну, не нравится мне, когда о Томасе Манне упоминают в одной строке, а о Льве Толстом разливаются чуть ли не в каждой главе соловьем. Я часто встречаю подобное подобострастие в зарубежной литературе. …Как будто бы, кроме Льва Толстого во всей России не найдется достойного писателя. И еще мне не понравился снобизм, какая-то «претензия». Вроде той: «посмотрите, какие вокруг все глупые, не то, что мы»! Вообще эта история меня бы больше впечатлила, если бы закончилась стандартно, как история Золушки. А тут, такое ощущение, что автор понял вдруг к, к чему клонит, и достойно ушел в кусты,бросив героиню «под поезд». оставив мысль незавершенной. Не люблю я ругать книги, в «Элегантности ежика», безусловно, есть стоящие мысли. Которые, правда, лучше додумать за автора, и тогда уже дивиться их глубине. Кстати, «обретение своих людей», если эта идея романа, более глубоко и полно раскрывается в другой книге - «Просто вместе». Автор - Анна Гавальда. Там и с динамикой сюжета все отлично, и персонажи живые красочные, не шаблонные.
Но вернемся к «Элегантности ежика». Я эту книгу слушала в озвучке Татьяны Ерисановой, прекрасного диктора, о котором стоит рассказать отдельно.
Ирина Александровна Ерисанова родилась в 1952 году. В 74 окончила режиссерский факультет Московского института культуры. Работала корреспондентом газеты «Советская Эстония». Затем стала актрисой Петрозаводского русского драматического театра. В 83 году была принята в отдел дикторов Центрального внутрисоюзного радиовещания. Проработала в эфире Всесоюзного радио 15 лет, вела программы радиостанции «Маяк».В 99 году перешла на должность научного сотрудника дома-музея Бориса Пастернака. Сочетая работу научного сотрудника Дома-музея Бориса Пастернака с деятельностью Ответственного секретаря Международной организации театральных художников, Ирина Ерисанова находит время для участия в проектах Студии АРДИС по созданию аудиокниг. Ей удается талантливо воспроизвести любые тексты, будь то философский трактат, юмористические записки или женский роман.693,3K