Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Марсианин

Энди Вейер

  • Аватар пользователя
    Аноним14 марта 2019 г.

    Клоунада на Марсе

    Экранизацию книги, которая вроде как номинировалась на разные престижные кинопремии, посмотрел совсем недавно, наткнувшись на него по ТВ. Что могу сказать? Кино дико выбесило. Во-первых, актерским составом. Туда взяли Мэтта Дэймона и Джессику Честейн. А все потому, что эти ребята за год до того сыграли в "Интерстелларе". Ну, вы поняли, да? Заманили зрителя актерами, которые в другом успешном фильме играли в чем-то схожие роли. Особенно Мэтт, который сыграл затворника, брошенного на необитаемой планете и там, и там. Получилась какая-то иллюзия спин-оффа. Довольно глупо и сразу показывает приоритеты создателей фильма - дешево приманить зрителя. Дескать, смотрите, у нас актеры из "Интерстеллара"!
    Кроме того, фильм наполнен неграми, индусами, азиатами, скандинавами, женщинами на руководящих должностях - все, чтобы удовлетворить запросы толерантной общественности.
    Но самая бесячая сцена была с негром, который придумал гениальный план, как доставить корабль на Марс. Он стоял перед директором НАСА со степлером, изображающим корабль, водил им по воздуху и делал звуки "Иииииууууу, пфффрр, фр-фр-фр", нисколько никого не стесняясь. Ну, как бы он весь такой незакомплексованный и непосредственный. Честно, я хотел убить этого ниггера!
    Но здесь не киносайт, надо говорить о книге. А выяснилось, что фильм просто подстрочник, с бережностью относящийся к оригиналу. Диалоги, сюжет, все перенесено на экран почти без изменений! Как будто это какой-то шедевр, изменения в котором портят все. Честно, не могу вспомнить ни одну голливудскую экранизацию книги, где так дотошно все переносили на экран, ничего от себя.
    Говорят, будто эту книгу автор писал для себя, не для заработка денег, не ради гонорара. Выкладывал где-то у себя в блоге по частям, а потом якобы читатели уговорили его, что такую нетленку стоит издать. И он, скромняга, издал, и надо же, все оценили и купили права на фильм.
    Полное вранье, хотя бы той простой причине, что книга переполнена продакт-плейсментом, отсылками к сериалам, играм, каким-то шоу, продуктам питания. Здесь ничего просто так не написано. За все эти рекламы автору заплатили, и, думаю, немало.
    Так что же в этой книге (для тех, кто не читал)? Пробежимся по сюжету.
    Шесть астронавтов полетели на Марс. Летели долго, конечно (полет не описывается), прилетели и начали работать. И вдруг, откуда не возьмись, появился в-рот-е... песчаная буря, как на планете Арракис.
    Дальше самое смешное. Увидев бурю, астронавты чуть не наложили в штаны и решили сразу же (!) улетать, бросать свои исследования, работу. Оставили даже вещи какие-то... вот только главному герою Марку Уотни не повезло, его стукнуло камнем и отбросило куда-то. И его спутники, решив, что он сдох, быстро улетели. Страх перед бурей был вызван опасением, что сейчас их корабль и их базу унесет в небо.
    Конечно, Марк остался жив, только легко ранен. Корабль улетел, но высокотехнологичная база осталась. В итоге возникает вопрос: неужели астронавты настолько тупые, что не смогли оценить опасность бури и понять, что им ничего не угрожает?! Ведь в самом деле, если буря настолько сильна, что могла бы разнести их базу в щепки, то от Марка Уотни должна была остаться только пыль. Но он полежал, потом встал и доковылял до базы!
    То есть автору нужно было, чтобы астронавта бросили, но при этом чтобы его спутники не были показаны злобными и бессердечными уродами. Для этого он придумал бурю, которая, как говорят эксперты, вообще на Марсе невозможна. И вместо того, чтобы сделать их уродами, сделал просто тупыми.
    Я сразу оговорюсь - я гуманитарий ,я не разбираюсь в астрономии, я плох в математике, физику понимаю на житейском уровне, не силен в программировании. И я не могу судить о каждой ошибке, допущенной автором. Но кое-что даже мне, полнейшему дилетанту, бросалось в глаза.
    Большая часть книги написана от лица Марка, в виде дневника. На деле это даже не дневник, а стенограмма видеозаписей, которые он оставлял почти каждый день. В фильме это выглядело, как банальный и убогий видеоблог. Весь из тебя такой жизнерадостный Марк включал камеру, улыбался, плоско шутил, приближал свою морду, делал забавные выражения лица, и ничто не выдавало в нем человека, борющегося за свою жизнь. То и дело я ожидал, что он выработает какое-то видеоблогерское спецприветствие вроде "Здравствуй, дорогой друг!" (Камикадзедед) или "Пам! Пам!" (Руслан Усачев) или "Я вас категорически приветствую!" (Гоблин). Но и без этого это выглядело как убогое шоу на ютубе, где чел изображает из себя выживающего на Марсе.
    В книге все точно так же! Слог главного героя абсолютно не показывал ни единого проблеска уныния, ни малейшей паники. только бодрость и готовность отпускать очень стремные петросянские шутки. Это тем более странно, что он не мог передавать это видео на планету Земля, и его никто не слушал. А без отдачи со стороны слушателя выдавать такие монологи просто неестественно...
    Итак, у Марка Уотни имелся так называемый Дом, где он мог сидеть, пить, есть и спать. Правда, была проблема - еды не хватало на срок до прилета нового корабля.
    Тогда Марк с шуточками-прибауточками решил сажать картошку. Он, конечно, столкнулся с какими-то проблемами. Честно признаюсь, опять же, я ноль в ботанике. Я не знаю, насколько соответствует действительности то, что описывает автор. Но мне кажется малоправдоподобным сажать картошку в марсианском грунте. Просто растениям нужна почва. А почва образуется из органики.
    Марк тоже знает этот факт, известный ученкиам средней школы, и решает просто положить в марсианский грунт свои испражнения, а также испражнения своих товарищей. И это почему-то срабатывает...
    Да, я ноль в ботанике, но помню, что нам в школе говорили, будто бы почва образуется по 1 сантиметру в год. Не помню. квадратному или кубическому, но в любом случае реальную почву Марк на планете Марс при своей жизни бы не увидел.
    Картошку он сажал на территории своей базы, и туда не проникал солнечный свет. Однако она все равно росла... и при этом в огромных объемах! Неужели у Уотни хватало дерьма на все это?
    Еще одной проблемой стало ограничение в объемах воды. От мытья Марк отказался, а вот пить и поливать посевы было необходимо. И тогда он решил воду... как бы это сказать... синтезировать правильное слово? А то я ноль в химии. В общем, сделал воду из воздуха, соединяя кислород и водород.
    У него было вещество гидразин, и оттуда он брал нужные ему компоненты. Правда, был риск того, что при выделении гидразина могла произойти взрывная реакция. И тогда Марк определил, что если выделять его чуть-чуть, то реакции не будет... Почему?! Ну...


    Химия штука нестрогая

    Так и написано.
    Да, пара взрывов случилась, но Уотни сильно не пострадал. Зато у него появлялась вода... Вернее, водород появится. А водород как-нибудь с молекулами O соединится... какая разница, как?! Чего задавать глупые вопросы? Мы же не химики, в конце концов, мы тупые гуманитарии.
    Между тем на Земле с помощью ультраглазастых телескопов разглядели, что на месте "аварии" происходит какая-то деятельность, и безошибочно заключили, что Марк жив. Начали думать, как хотя бы с ним связаться.


    Вы шутите? У нас двадцать экспертов, которые работали над проблемой двенадцать часов. У нас сеть коммуникаций стоимостью в миллиарды. И вы не можете найти способа с ним связаться?

    - восклицает какой-то индус, занимающий в НАСА ответственный пост. Это так умилило меня, так по-американски - встать в позу налогоплательщика, указать на миллиарды долларов и спросить, почему оно не работает. Видимо, он полагает, что при тех технологиях можно запустить какую-то сильную-пресильную волну, и она ударит Уотни прямо в мозг.
    Но, оказывается, на Марс в 1997 году была запущена и посажена какая-то беспилотная хрень со средствами связи. Называется "Марсопроходец". Она действительно существовала. Правда, связь с ней потеряли (как указано в книге). И Марк поехал туда на вездеходе, чтобы оттуда послать сигнал.
    Оказалось, что у этой хрени процессор и оперативная память в десятки раз слабее, чем у компьютера, который был у меня в 1997 году. Это очень странно, но... википедия подтверждает. Однако эта штука, несмотря на ущербность своих возможностей, могла снимать на камеру и посылать картинку на Землю (но без звука).
    У штуки была вращающаяся камера, управляющаяся с Земли дистанционно. И Уотни предложил, что если его видят, пусть камера повернется в одну сторону, а если не видят, в другую. Здесь я заржал, потому что если его не видят, камера вообще не должна никуда поворачиваться.
    Путем сложных манипуляций гении с Земли научили его перепрограммировать систему у себя на базе, и он смог наконец общаться, посылая текстовые сообщения. В том, что все эти способы общения придуманы автором из воздуха, я убежден, но надо же было придумать что-то! Вот такой рояль в кустах автор нам скинул.
    Начав взаимодействовать с человечеством, Марк показывает себя крайне противоречивым персонажем. Он беспокоится за своих спутников, которых могут привлечь к ответственности за то, что его бросили, но при этом пишет, что матери и сестры сотрудников НАСА - шлюхи. Вот такой наш герой!
    Он действительно не злится на своих спутников, но через несколько страниц пишет одному из них, что переспал с его матерью. Ну, вы поняли, да? ШУТКА ТАКАЯ! Он добрый и жизнерадостный ботаник с поведением ребенка. Мы должны им восхититься!
    Глава НАСА, которого на протяжении всей книги автор называет "Тедди", заявляет, что не хочет рисковать жизнями оставшихся пяти астронавтов, чтобы они вернулись на Марс и спасли Марка. Его все называют трусом, даже какие-то секретарши.
    Здесь сложная моральная дилемма, раскрытая автором максимально топорно. Да, броситься всем миром спасать одного человека - это до хрена как благородно и морально оправданно, все ж мы люди. Любой, кто оказался бы на месте Марка, хотел бы, чтобы его спасли, и ему было бы плевать, какими жертвами.
    Однако в роли спасителей здесь выступают не просто друзья и сослуживцы Марка, а ГОСУДАРСТВО! В этом главное лицемерие книги. Автор показывает, что не просто люди готовы жертвовать жизнью ради одного человека, а это делает американское прогрессивное демократичное государство. И делает оно это потому, что ОСОБЕННОЕ - американское же.
    А на самом деле это же выдумка автора. Как было бы на самом деле? На самом деле американское святое и непогрешимое государство придумало бы тысячу отмазок, чтобы не спасать Марка. Это просто было бы невыгодно. Для чего? Рейтинг поднимать? Есть более насущные вопросы. Тратить миллиарды бабла на спасение? Пфффф! Да вы что?!
    Показали бы всему миру Марка на Марсе и объявили бы, что "денег нет, но вы держитесь". Или "мы пытаемся, готовим запуск тысяч кораблей, чтобы спасти его, но что-то не идет", а потом бы объявили траур. Так бы сработало циничное государство. Ибо для него один человек - это песчинка.
    Вот так было бы на самом деле. А инициатива спасать кого-то обычно исходит от простых людей. И, кстати, в этом нет ничего аморального или плохого. Государство живет на деньги налогоплательщиков. Его функция расходовать деньги ЦЕЛЕСООБРАЗНО. Посылать на смерть пятерых ради жизни одного целесообразности не соответствует. Сердобольный народ, читающий Достоевского, повозмущался бы, но потом забыл. Зато на деньги, НЕ потраченные на спасение Марка Уотни, можно было бы построить... 50 школ. Или 20 больниц. Но люди бы это сочли как должное. Они бы через какое-то время просто забыли, что хотели потратить эти деньги на вызволение забытого астронавта с Марса. Се ля ви!
    Таким образом, принципу спасать одного, рискуя жизнями двоих и более людей, стоит придерживаться каждому благородному человеку, который отвечает сам за себя. Но государство должно стоять на других полюсах и действовать из других соображений.
    Автор лжет, лицемерит и подменяет действительность своими радужными мечтами о государстве, рассуждающем, как обычный человек.
    Тедди, глава НАСА, поступает относительно разумно, что не желает губить дорогой корабль и астронавтов ради Марка, но у него не хватает яиц прикрыть этот проект. А его сотрудники, также работающие на правительство, в обход его решений все же проталкивают проект в жизнь. И Тедди остается действовать по их плану... потому что он, весь из себя такой волевой и решительный, суровый и дисциплинированный, расписывающий работу по минутам, на самом деле тюфяк.
    Можно ли считать спойлером тот факт, что Марка Уотни спасают? Конечно, нет. Это не та книга, где можно попереживать за главного героя, поволноваться. Я и при просмотре фильма был уверен, что его спасут. Просто фильм создавал такое настроение, а книга тем более. И это тоже огромный минус.
    Нет смысла перечислять все злоключения, с которыми он столкнулся на пути к спасению. Они неинтересны сами по себе, и рояли в кустах все исправляют. Но нельзя не остановиться на некоторых глупостях.


    "АНБ улучшило изображение самыми продвинутыми программами, которые у них есть"

    Штамп из дешевых сериалов 1990-х о том, как мегапрограммы могут сделать изображение четче, чем оно есть в исходном виде. Хотя сколько раз твердишь, что утраченные пиксели из воздуха не материализуются!
    Еще до бешенства доводил тот факт, что Марк Уотни взлетел с Марса, заткнув огромную дыру в потолке брезентом. Оказывается, так можно! Ничего не порвется, не лопнет...
    "Корабль Юрия Гагарина был куда надежнее и безопаснее. А советские ракеты были чертовыми душегубками"

    • так сравнивает Уотни свой корабль с брезентом и советские ракеты. Невозможно, чтобы американец не пнул "совок".

    Абсолютно идиотскими выглядят диалоги членов экипажа со своими родственниками. Одна пилотка (то есть, космонавтка) скандинавского происхождения (типа интернационал!) выходит на связь со своим папулей, и тот беспокоится за ее судьбу из-за того, что полет затягивается еще на 500 дней. Но она заверяет его на полном серьезе (подчеркиваю это особо), что экипаж в случае невозможности возвращения примет яд, а она останется жить. А чтобы было что жрать, она употребит в пищу трупы своих спутников! Не знаю, какого эффекта здесь добивался автор. Если бы это был анекдот, я бы даже посмеялся. Но это вроде серьезный роман, претендующий на правдоподобность. А тут такое...
    Еще в экипаже есть самый настоящий немец. Не какой-нибудь иммигрант вроде Шварценеггера, а немец из Германии. которого взяли в экипаж, видимо, по какому-то соглашению с Евросоюзом. Его словарный запас на немецком состоит из "Ja" (которое тот употребляет вместо "да" постоянно) и "Mein Gott".
    А командует всеми женщина, сильная и независимая. Странно, что в ультратолерантной команде из пары янки, мексиканца, немца, скандинавки и кого-то еще нет геев. Марк Уотни вроде тоже не гей. На Марсе он мечтает о женском теле, проводит размышления в мыслях "мне бы бабу". Однако скандинавка отличается физической силой, парня или мужа у нее нет, так что...
    Подобный интернационал не вызывает никаких чувств. Просто потому, что никто из них не забывает о том, кто какой нации принадлежит. Вот в советской фантастике не было наций вообще. Взять вот "Туманность Андромеды". Люди смутно помнили, что их предки жили в Африке или Европе, но никто не говорил, что он русский или еврей. Здесь же интернациональная команда как бы подчеркивает национальные различия, но при этом люди искусственно друг с другом объединены, для навязывания лицемерной морали.
    Итак, Марк возвращается на Землю. Идет он по улице, к нему подходит мальчик с мамой. Он видит своего кумира и выражает бурно свои эмоции. Затем спрашивает, полетит ли Марк еще раз в космос. Марк приходит в ярость и довольно грубо отвечает: "Сдурел, что ли?!". Вот наш герой, ребята! Взял и травмировал психику ребенку. Они уходят, а "герой" наслаждается свежим земным воздухом.
    Что тут скажешь? Книга полная шляпа. Она неправдоподобная, в ней неуместный юмор, она не заставляет переживать за героев, поскольку исход всегда довольно предсказуем. Она слишком американская, написана примитивно, топорно.
    При этом идея была хорошая.
    На мой взгляд было довольно глупо ставить одного человека в такие условия. Я бы оставил на Марсе ВЕСЬ экипаж. Это было бы драматичнее. Они бы разыгрывали любовные треугольники, боролись бы не только с природой, но и друг с другом. Можно было бы развить социально-политическую драму. Кто-то бы сходил с ума и интриговал. И уже было бы не до идиотских видеоблогов на Марсе.

    11
    694