Рецензия на книгу
Эликсиры сатаны. Игнац Деннер
Э. Т. А. Гофман
Аноним24 июля 2011 г.и тот, кто столкнет другого вниз, выйдет в короли и вдоволь напьется крови
Затягивающее повествование. Пара страниц - и уже невозможно разобраться в переплетениях судеб героев. В центре этого клубка – монах Медард, пустившийся во все тяжкие. Как и в любом человеке в нем уживается ангел и демон, добро и зло. Однажды сойдя с дороги добродетели, поддавшись легенде о дурманящем вине, и злодеяния антисвятого брата Медарда уже не остановить. Его раздирают противоречия, побеждает то добро, то зло, и в этой борьбе нет победителя.
Происходят все злодеяния, в лучших традициях готического романа, на фоне мрачных лесов, крутых скал с зияющими пропастями, тиши монастырей.
Чем дальше увлекает повествование, тем яснее становится, что эликсиры сатаны, выпитые монахом – всего лишь вино, поэтому все злодеяния совершенные Медардом – не могут быть оправданы – он совершал их сознательно. Миф, в который поверил монах, служит ему прикрытием, но на самом деле все зло, что есть в монахе – было в нем изначально. Выпитое вино послужило лишь спусковым крючком, открывшим ящик Пандоры.
Но в каждом человеке есть и частица добра. Но увы, очевидно, чтобы пойти по пути добродетели, нужно больше сил, больше смелости и мужества, нежели для того чтоб пойти по дороге убийств и преступности. А сделав шаг в сторону зла, вырваться практически невозможно…
Отмечу, что роман в романе – записки Художника открывают нам еще одну тему романа. Гофман затрагивает не только тему дуальности мира, но и тему искусства. Автор считает, что искусство – это некий дар свыше, соединяющий земное и духовное. И этот дар нужно использовать на благо людей, а не пытаться возвысится, уподобив себя Богу, как это сделал художник Франческо, попытавшийся превратить святую Розалию в двойника богини Венеры. Он погрешил против богини, против святой и навлек проклятие на весь свой род.813