Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тайные виды на гору Фудзи

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2019 г.

    Патология общества, или не все так очевидно

    Дисклеймер. Никогда не читал Пелевина, как и современную отечественную прозу в целом. И к современным культурным феноменам отношусь с большой долей скепсиса. И, возможно, эту книгу бы никогда не открыл, если бы не один человек ;) Поэтому все суждения делаются на основе первого впечатления от творчества этого автора, моё сознание почти tabula rasa.

    В качестве эпиграфа к рецензии, да и ко всему произведению, я бы выбрал фразы из сборника известного австрийского психолога «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл :


    Достижение цели создает причину для счастья. Другими словами, если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно <...> Более того, стремиться к нему нельзя. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает.

    Коротко говоря, этим произведением автор может выносить своеобразный диагноз современному обществу — он может не доктор, но и не судья, чтобы это было приговором. В медицинскую карточку Виктор Пелевин заносит следующую фразу — патология погони за счастьем.

    Потому что первая сюжетная линия (когда олигарх Федор со своими “товарищами” пытаются прочувствовать что-то новое, потому что женщины, алкоголь, наркотики и многое другое не приносят им никакого удовольствия, как и жизнь в целом) нам об этом вполне отчетливо говорит. Ведь довольно быстро они понимают ошибочность своих устремлений, и тогда пытаются вернуться к изначальной точке повествования, то есть к мелочам жизни, к самому факту “я живу и ощущаю”, как к основе счастья и смысла жизни. Да, банально, таких историй мировая культура наверное может назвать тысячи, ну и сама жизнь, в чисто прикладном понимании, тоже.

    Однако, еще есть момент, с которым возможно и сам автор не определился, ну или не столь явственно донес. Это второй сюжет, связанный с метафизическим вопросом экзистенциальности — эфемерность всего происходящего, наличия/отсутствия мирового духа, что такое “быть” и тд. — в общем передал привет Сартру, Хайдеггеру и вот этим всем ребятам.

    Когда олигархи выходят за пределы джанны, они начинают понимать эфемерность всего сущего — нет их самих как мыслящих субъектов, нет ничего имманентного, нет ничего трансцендентного. Есть только некое нечто, к которому даже применять “есть” нельзя, потому что оно было всегда, до человечества, во время человечества, и будет после его краха. И все материальное, таким образом, лживое.

    Сказать в каких-то точных понятиях, о чем речь — я не смогу, не хватает понимания и знания. Речь о каком-то космическом порядке наверное. И есть фраза в самом финале книги, которая может подтверждать мои умозаключения:


    Грести — подумал он. — Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один.
    И тот факт, что наши герои отвернулись от “просветления” и бросились бежать к суете, повседневности, мещанству и всему такому, чем известна жизнь, может показывать нам, что первый сюжет ошибочен, автор поддерживает второй. Но Человек к нему не готов, как обычно.

    Дальше еще бы обратил внимание на следующее моменты.

    Лексика. Не нравится как разговаривают герои. Прежде всего, мат. Я не филистер, я понимаю, что это язык современности, но читается он грубо и топорно, и его, возможно, еще слишком много. У Довлатова он гармоничен, изящен, здесь — нет. Хотя сравнения нерелевантны, мне скажут.

    Феминизм. Что это вообще было? Честно, изначально, я посчитал, что это еще одна линия сюжетная, которая говорит нам о естественности, природности, необходимости следовать своему сердцу и прочее, и прочее. Но через призму такой вот доктрины. Я так думал, тяжело читал слова вроде “хуемразь”, не хватило только “спермобак”, но терпел.

    Когда прочитал про космическую “черную вагину”, которая породила вообще все...

    Я понял, что это стеб, смех, клоунада. Сатира? Не знаю, потому что сатира обычно показывает как неправильно, и человек уже додумывает, как нужно жить или делать. Здесь же этого я не обнаружил.

    Резюмирую. Если вы поклонник творчества Пелевина, наверное вы будете в той или иной степени довольны и скажете спасибо автору. Если вы к их числу не относитесь и решили просто ознакомиться с современной отечественной прозой, то вас могут порадовать прямые отсылки к современным культурным феноменам, личностям, злободневным вопросам. Ну и несомненно, с описанием у Пелевина все в порядке, образы довольно яркие, читать занятно. Если же вы ищите чего-то фундаментального, ответы на какие-то важные вопросы, то вряд ли вам сюда. В этом контексте найдете только налет из буддистских, психологических и биологических терминов, которые могут только ввести в заблуждение.

    Содержит спойлеры
    4
    308