Рецензия на книгу
Тайные виды на гору Фудзи
Виктор Пелевин
Аноним10 марта 2019 г.Патология общества, или не все так очевидно
Дисклеймер. Никогда не читал Пелевина, как и современную отечественную прозу в целом. И к современным культурным феноменам отношусь с большой долей скепсиса. И, возможно, эту книгу бы никогда не открыл, если бы не один человек ;) Поэтому все суждения делаются на основе первого впечатления от творчества этого автора, моё сознание почти tabula rasa.
В качестве эпиграфа к рецензии, да и ко всему произведению, я бы выбрал фразы из сборника известного австрийского психолога «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл :
Достижение цели создает причину для счастья. Другими словами, если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно <...> Более того, стремиться к нему нельзя. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает.Коротко говоря, этим произведением автор может выносить своеобразный диагноз современному обществу — он может не доктор, но и не судья, чтобы это было приговором. В медицинскую карточку Виктор Пелевин заносит следующую фразу — патология погони за счастьем.
Потому что первая сюжетная линия (когда олигарх Федор со своими “товарищами” пытаются прочувствовать что-то новое, потому что женщины, алкоголь, наркотики и многое другое не приносят им никакого удовольствия, как и жизнь в целом) нам об этом вполне отчетливо говорит. Ведь довольно быстро они понимают ошибочность своих устремлений, и тогда пытаются вернуться к изначальной точке повествования, то есть к мелочам жизни, к самому факту “я живу и ощущаю”, как к основе счастья и смысла жизни. Да, банально, таких историй мировая культура наверное может назвать тысячи, ну и сама жизнь, в чисто прикладном понимании, тоже.Однако, еще есть момент, с которым возможно и сам автор не определился, ну или не столь явственно донес. Это второй сюжет, связанный с метафизическим вопросом экзистенциальности — эфемерность всего происходящего, наличия/отсутствия мирового духа, что такое “быть” и тд. — в общем передал привет Сартру, Хайдеггеру и вот этим всем ребятам.
Когда олигархи выходят за пределы джанны, они начинают понимать эфемерность всего сущего — нет их самих как мыслящих субъектов, нет ничего имманентного, нет ничего трансцендентного. Есть только некое нечто, к которому даже применять “есть” нельзя, потому что оно было всегда, до человечества, во время человечества, и будет после его краха. И все материальное, таким образом, лживое.Сказать в каких-то точных понятиях, о чем речь — я не смогу, не хватает понимания и знания. Речь о каком-то космическом порядке наверное. И есть фраза в самом финале книги, которая может подтверждать мои умозаключения:
Грести — подумал он. — Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один.И тот факт, что наши герои отвернулись от “просветления” и бросились бежать к суете, повседневности, мещанству и всему такому, чем известна жизнь, может показывать нам, что первый сюжет ошибочен, автор поддерживает второй. Но Человек к нему не готов, как обычно.Дальше еще бы обратил внимание на следующее моменты.
Лексика. Не нравится как разговаривают герои. Прежде всего, мат. Я не филистер, я понимаю, что это язык современности, но читается он грубо и топорно, и его, возможно, еще слишком много. У Довлатова он гармоничен, изящен, здесь — нет. Хотя сравнения нерелевантны, мне скажут.
Феминизм. Что это вообще было? Честно, изначально, я посчитал, что это еще одна линия сюжетная, которая говорит нам о естественности, природности, необходимости следовать своему сердцу и прочее, и прочее. Но через призму такой вот доктрины. Я так думал, тяжело читал слова вроде “хуемразь”, не хватило только “спермобак”, но терпел.
Когда прочитал про космическую “черную вагину”, которая породила вообще все...Я понял, что это стеб, смех, клоунада. Сатира? Не знаю, потому что сатира обычно показывает как неправильно, и человек уже додумывает, как нужно жить или делать. Здесь же этого я не обнаружил.
Резюмирую. Если вы поклонник творчества Пелевина, наверное вы будете в той или иной степени довольны и скажете спасибо автору. Если вы к их числу не относитесь и решили просто ознакомиться с современной отечественной прозой, то вас могут порадовать прямые отсылки к современным культурным феноменам, личностям, злободневным вопросам. Ну и несомненно, с описанием у Пелевина все в порядке, образы довольно яркие, читать занятно. Если же вы ищите чего-то фундаментального, ответы на какие-то важные вопросы, то вряд ли вам сюда. В этом контексте найдете только налет из буддистских, психологических и биологических терминов, которые могут только ввести в заблуждение.
Содержит спойлеры4308