Рецензия на книгу
Вонгозеро
Яна Вагнер
boservas2 марта 2019 г.Мы ехали, ехали и наконец приехали. Ура!
Прочитал и я эту нашумевшую книгу.
Да, не балуют нас наши авторы качественным апокалипсисом. Иначе не было бы такого внимания произведению Яны Вагнер. То, что книгу читают и обсуждают, это видно из статистики на нашем сайте хотя бы.
А вот новость: на телевидении режиссер Павел Костомаров, тот что спец по таким темам (снимал Чернобыль. Зона отчуждения), затеял 8-серийную экранизацию романа с Кириллом Кяро и Викторией Исаковой в главных ролях.Я не случайно помянул вначале о качестве. Дело в том, что книга Вагнер показалась мне вполне добротной, но не выдающейся. Я поставил "четверочку", но при первом знакомстве с автором я всегда даю аванс; если продолжение или что-то новое, что мне приведется у нее прочитать, будет на таком же уровне, выше "трояка" она не получит, а может и меньше.
Идея - не оригинальная. Эпидемия, будь то грипп или какая-то другая инфекция, уже стала удобным клише. Это Джек Лондон когда-то потряс своей "Алой чумой", кстати, так до сих пор и не превзойденной.
Сюжет - бегство небольшой группы спасающихся и их борьба со всякими встречными-поперечными - тоже изъезжен; море вариантов начиная с тех же "Ходячих мертвецов".
Пожалуй, некоторой оригинальностью стал выбор повествования от лица одной из участниц "побега" - женщины. Ну, тут авторша сделала правильный выбор, будучи сама женщиной, в таком ракурсе она бы смогла наиболее достоверно поведать свою недостоверную историю.
К сожалению, самая сильная сторона книги оказалась одновременно и самой слабой. Вагнер слишком увлеклась описанием внутренних переживаний героини, сделав их главной темой книги. В результате - сюжетная линия начала как-то тускнеть и как дорога, по которой ехали герои, стала теряться под сугробами рассуждений, опасений, мучений и разных других чувств главной героини.
Произошло самое страшное, что может произойти в такой книге, потерялся темп - действие стало растекаться, размазываться и превратилось в некоторый пунктир: реальное событие - внутренняя возня - реальное событие - внутренняя возня...
Это стало раздражать, я окидывал взглядом очередную страницу, видел, что здесь никакой новой информации кроме той, что я уже знаю - главная героиня страдает от неопределенности и неуверенности - не прибавится и листал дальше, и так по 7-8 страниц пустого текста.
Я понимаю, что автору хотелось рассказать о внутреннем мире своей героини так как она его видела, но для этого есть свои жанры. Чтобы показать палитру этих чувств и переживаний, не обязательно помещать героиню в условия апокалиптического произведения, чувства могут быть спровоцированы и без такого внешнего антуража. Но, если очень хочется апокалипсиса, построй сюжет иначе, чтобы внутренний мир героини был главной темой, тогда не надо такой динамики. А так получилась ни рыба ни мясо.
И еще один нюанс: конечно, название "Вонгозеро" красивое, но, я думаю, не стоило так называть роман. Почему? Да потому что это ударило по интриге; с первых страниц книги было ясно, что до точки назначения они так или иначе доберутся. Если бы роман назывался по другому, читатель мог бы вместе с героями постоянно решать - как быть: ехать дальше или искать какие-то варианты в данной пространственно-временной точке.
Ну, и с роялями в кустах, по моему, перебор получился. Нет, я не против, чтобы разок по ходу такой рояль попался, всегда приятно порадоваться за героев, но когда этих неожиданных музыкальных инструментов становится много, то уже огорчаешься за автора, который заведя героев в сложную ситуацию, не стал думать, как её разрешить более качественно, а просто махнул волшебной палочкой и расправился с конфликтом. Кстати, огорчаешься не только за автора, но и за себя, как читателя, потому что уверен - ты "достоин большего".
1164,3K