Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Seven Deaths of Evelyn Hardcastle

Stuart Turton

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2019 г.

    «Надо же, как летит время»

    У этой книги сразу четыре сущности, или, если вам больше нравится театральный жаргон — роли, они же маски. Эти маски сменяют друг друга с головокружительной быстротой, не оставляя времени на неторопливые рассуждения. Из-за этого повествование превращается в вихрь маскарада, в котором у каждого персонажа несколько ролей.

    Вначале книга довольно успешно притворяется детективом. Внешность, пусть и показная, определяет наше дальнейшее отношение. Да, мы по-прежнему судим книгу по обложке — а у этого издания внешность броская, яркая, намекающая на неожиданные повороты сюжета, обещающая захватывающий стиль изложения. Плюс карта местности на форзаце, чтобы мы заранее ознакомились с местом преступления и смогли приступить к детективной игре, уже вооруженные необходимыми сведениями. Даже первые прочитанные абзацы вначале не возбуждают подозрения: амнезия героя, его блуждания по лесу, внезапный выстрел... Всё это настраивает на увлекальное расследование. Игра начинается...

    ...и внезапно выясняется, что мы не туда попали. Ввязались в игру, правила которой не знаем. Тут срочно нужен доктор; и он появляется — в образе Чумного Лекаря, который рассказывает герою неутешительную правду об иллюзорности всего происходящего. Привычный мир исчезает, уступая место игровой площадке, откуда главный герой не может сбежать, пока не выполнит миссию: нужно успеть вовремя дать ответ о личности преступника. Как в хорошем герметичном детективе, здесь сохраняется единство места, в котором произошло преступление. А ещё здесь, как в классической темпоральной фантастике, присутствует единство времени — один-единственный день, в который произошло преступление. День повторяется снова и снова, как надоевшая пьеса, где все актёры знают тексты своих ролей и годами, не подозревая об этом, носят одни и те же маски. Мы-то думали, что это «Клуэдо», но, оказывается, перед нами украшенный детективным сюжетом квест, чей сеттинг определяет довольно жесткие пространственно-временные рамки игрового процесса.

    Увлекательности сюжету добавляет неожиданная способность героя. Как довольно быстро выясняется, он может воплощаться в разных персонажей. Такой скилл дарит море возможностей, вроде очевидного выигрыша в виде восьми свидетельств убийства, которые можно собрать, используя характеристики разных людей — вроде логического склада ума или быстроты реакции — чтобы затем выдвинуть единственную, правильную версию преступления. Увы, у этой способности есть минус — люди, чьи личины герой примеряет на себя, имеют не только достоинства, но и недостатки. Самое главное — и неприятное — смена такой «маски» происходит не только в тот момент, когда персонаж засыпает или теряет сознание, но и после гибели очередного воплощения.

    Так раскрывается ещё одно амплуа книги — в повествовании явно проступают черты триллера. Вы ведь не думали, что герой будет действовать в одиночку? Нет, эта игра явно создана для нескольких пользователей. И каждый из игроков стремится победить. Как и в любой групповой игре, можно создавать коалиции, а можно попытаться избавиться от соперников — физическое устранение противника даёт дополнительный шанс на выигрыш. Тут-то и начинаются игры в кошки-мышки, или, если судить по сюжету, охота на кроликов. Практически до финального раунда герой не знает, кому он может доверять — почти полное стирание памяти после каждого временного витка даёт богатую почву для сомнений.

    Жаль, что причудливое сочетание хронофантастики и остросюжетного детектива отвлекает от того факта, что вся эта история задумывалась не только с целью продемонстрировать творческие возможности автора. Тем более, что — скажу прямо — детективная линия книги хромает. Гораздо больший интерес представляет фантастическая составляющая: следить за тем, как разрозненные события одного и того же дня, увиденные глазами разных воплощений главного героя и выстроенные в неправильном порядке, постепенно складываются в совершенно стройную, логически согласованную цепочку, очень увлекательно.

    Но поймите, произведений с так называемой «петлей времени» и без этой книги предостаточно. Временной парадокс ради парадокса — это неинтересно; важно понять, почему герой вообще ввязался в эту игру. Как только вырисовываются мотивы настоящей личности главного героя, становится понятно, что перед нами — психологическая драма. Достаточно увидеть, что мир, в котором оказался герой, своей структурой чудовищно напоминает один из кругов дантовского ада, да и фигура Чумного Лекаря сама по себе инфернальна. И даже если отделаться от таких метафоричных ощущений, картина местности не радует: затерянный в чаще, полуразрушенный, местами грязный особняк, полный гостей, которые участвуют в бесконечном пиршестве с попойками, большинство участников бал-маскарада скрывает не только лица, но и постыдные тайны. Да ведро с помоями и то чище, чем это место; и над всем этим — серое, промозглое небо, плюющееся мерзким холодным дождём. Что это, как не сцена для представления, в финале которого должны быть сорваны все маски, обнажая истинную сущность, даруя раскаяние и прощение? Успеть бы только вовремя.

    41
    3,3K