Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятница, или Тихоокеанский лимб

Мишель Турнье

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июля 2011 г.
    А вот я, знаете ли, с детства недолюбливаю Робинзона Крузо. Надо же, даже на острове умудрился всех построить по образу и подобию своей цивилизации, тоже мне просветитель. Но больше всего меня удивляло поведение Пятницы: чего ты такой покладистый, свободное дитя природы, где твоё национальное самосознание, наконец? Нет, даже в детстве я понимала, что тут какой-то подвох, что история должна пойти совсем по другому пути.
    Так что у меня были все основания предполагать, что месье Турнье написал роман для меня.
    Нет, несмотря на заглавие, главный герой всё тот же Робинзон, однако с самого начала ясно, что всё здесь какое-то «не такое», будто зазеркальное, нарочитое, постановочное. Вообще говоря, вся история уже рассказана на первых двух страницах: за минуту до судьбоносного крушения главному герою гадает на картах странный капитан, и знаки раскрывают перед героем всё, через что ему придётся пройти, — да только поди их разбери. А дальше герой попадает не просто на остров: он оказывается в дебрях собственного подсознания, в чаще символов, в пропасти архетипов, — и как истинный человек разума, он пытается если не выпутаться, то хотя бы их разгадать.
    Довольно быстро, оставив и честолюбивые надежды на избавление, и попытки спрятаться от действительности в болоте уныния, Робинзон приходит к главному выводу, ставит цель, которая никогда бы не пришла в голову его брату из эпохи Просвещения:

    И я восторжествую над своим несчастьем лишь тогда, когда обращусь в противоположную веру и сумею слиться с моим островом так же, как он сольется со мной.


    Но правильно ли он понимает эту цель? Круг за кругом он проходит разные стадии отношений с этой землёй, наречённой им светлым именем Сперанца (Надежда!), отношений почти человеческих: неприветливая хозяйка, она затем стелется перед ним покорной рабыней, даёт ему приют в чреве своём, как мать, и заново рождает его на свет, даже становится его супругой, — и казалось бы, каждая из этих ступеней могла привести к желанному «слиянию», однако же несчастью нет конца.
    Медленно происходит не победа человека, носителя цивилизации, а процесс расчеловечивания, как признаёт сам Робинзон.
    И только полкниги спустя появляется заглавный герой, долгожданный Пятница. Как говорится, учитель приходит, когда ученик готов. В отличие от Робинзона, которому всё ещё необходимо осознать мир и желательно взять под контроль, Пятница не задумываясь играет с миром, ставит его вверх ногами, перемешивает стихии, разрушает и снова создаёт. Враг и соперник, он становится Робинзону братом, в то же время оставаясь Другим. Тут-то автор вводит и героя, и читателя в новое заблуждение: казалось бы, герой нашёл предначертанного ему духовного близнеца и приблизился к вратам символического города Солнца, — и так кажется ещё долго, до самого-самого финала...
    Турнье не просто перевернул историю о Робинзоне; он вывернул её наизнанку, выскоблил, выдубил и натянул на новый каркас. Но история всё та же, вечная — про путь человека, про поиск, преодоление, совершенствование и возвращение.

    Если вдуматься, у него не было иного выбора, как только между временем и вечностью.

    30
    577