Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девственницы-самоубийцы

Джеффри Евгенидес

  • Аватар пользователя
    Аноним10 февраля 2019 г.

    Джеффри Евгенидис, «Девственницы-самоубийцы»

    «Наши родители полагали, что в этом виноваты наша музыка и наше безбожие, да к тому же потеря моральных принципов в вопросах секса, которым мы ещё даже не занимались»

    Есть такие книги, которые описывают целое поколение, целый перелом эпох. Спокойно, подробно и психологически выверенно в них повествуется о судьбе людей, столкнувшихся с вызовом времени, который необходимо принять. Такой важной книгой является первый #роман современного американского писателя Джеффри Евгенидиса «Девственницы-самоубийцы», который заслуживает оценки 5 из 5 !

    Спустя много лет уже взрослые свидетели прошедших событий делятся с читателями своими воспоминаниями — обрывками показаний и интервью, цитатами из разговоров, пронумерованными эспонатами, оставшимися от пяти сестёр Лисбон, покончившими с собой. Они всё пытаются понять те трагические события 70-х годов прошлого века, прошедшие у них перед глазами, собрать воедино историю, рассказать её нам со всеми мелкими деталями... Но тщетно... Пазлы не складываются, нити обрываются, а нам остаётся уловить запахи упадничества и разложения, оставшиеся от целой эпохи, словно срубленной под корень — как те вязы перед домом семьи Лисбон, перед домом каждого семейства в округе, словно загнившее озеро в самом конце истории.

    #Евгенидис прекрасно проводит читателя по тропам памяти, тонко давая почувствовать время и место действия, и тут же давая прозрачные намёки на перемены в обществе, на смену эпох, на глобальные изменения в психологии поколений. Если предыдущие поколения американцев были эмигрантами и помнят свои горести по войнам, голоду, болезням и нищете, то родители наших героев уже крепко стоят на американской земле, придерживаются консервативных (зачастую патриархально-религиозных) правил, а их дети хотят только свободы, иногда переходящих все рамки дозволенности. Автор передал эту метаморфозу в американском обществе 70-х годов, раскрыв её в трагедии самоубийства пяти юных сестёр. ⠀

    «Мы поняли, что устройство мира, поддерживаемое ими ради нас, не походило на тот миропорядок, в который они сами по-настоящему верили, и что после всех трудов и нытья о ползучих сорняках их распрекрасные газоны были им попросту до лампочки»

    В этой очень простой, на первый взгляд, истории бесхребетный отец живёт в своём мире математики и спортивных передач по ТВ, доминирующая мать со склонностью к тирании и христианскому консерватизму возводит заграждающие барьеры для своих повзрослевших девственно чистых дочерей, а мальчишки приворожены этими "запретными плодами", которые можно только лишь созерцать, притрагиваться ненароком, впитывать каждый взгляд и каждый запах, от юных леди исходящий. И попытки уйти из жизни здесь появляются настолько гармонично и обыденно, что это вплетение смерти в историю жизни шокирует, кажется нереальным. Мы словно свидетели неумолимого рока, нависшего над подростками, пытающимися стать собой, понять себя, убежать от себя... Это очень эмоциональная книга, которая передаёт всю боль и безысходность таким простым и стилистически прекрасным языком, что невольно подпадаешь под влияние этой атмосферы, принимаешь всё это как данность и лишь потом начинаешь осознавать разыгравшуюся драму.

    Эта книга не только о конфликте поколений, о неумении найти язык и точки соприкосновения, о родительских комплексах и страхах, о подростковых комплексах и страхах, о волне консерватизма на фоне движения хиппи, о жизни в сообществе среди таких же американцев среднего достатка и выше перед большим технологическим рывком 80-х-90-х гг., это ещё и глубокая экзистенциальная вещь о природе человека, об экологии души и внешнего мира (проследите как-то за описаниями отношений с внешним миром у героев), об умирании как искусстве, о принятии себя со всем, что в тебе уже заложено.

    В книге также прекрасное музыкальное сопровождение, всё упомянутое там можно сложить в огромный плейлист, чтобы пережить эмоции героев в каждый из выбранных мизансцен. Подросткам и их родителям очень рекомендую обратить на эту книгу внимание.
    Экранизация книги Софией Копполой тоже хороша, кстати!
    Я могу говорить об этой книге долго, но однозначно Евгенидис — мой писатель. Если вы не читали его роман «Средний пол», то обязательно прочитайте его!

    Спасибо издательству "Пальмира" за серию #ТАТУ_СЕРИЯ и за переиздание книги Джеффри Евгенидиса!

    4
    333