Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тайные виды на гору Фудзи

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним10 февраля 2019 г.

    Пересядь с иглы на крюк

    В последнее время среди нас - мамкиных литературных критиков - наметилась тенденция: когда речь заходит про Пелевина, люди пожимают плечами и высказываются в том ключе, что он уже не торт. Да что там говорить, по нетортности Пелевина я сама проезжалась несколько раз.

    Так вот! "Тайные виды на гору Фудзи" - это эстерхази современной отечественной литературы. И это тот Пелевин, которого я полюбила много лет назад. Потому что здесь есть главное - мозаика из всех трендов и явлений нашей современной жизни, покрытая соусом тончайшего сарказма. Автор не смеется над всем этим в открытую, автор не смеется даже в кулачок, он делает лучше - дает возможность смеяться нам самим там, где мы почувствуем подходящий момент. Это такое приглашение к веселью, не предназначенное ни для кого конкретно и адресованное всем сразу - кто что узнал, над тем и поржал.

    В центре сюжета - Федя и Таня. Федя - бывший школьный задрот, ставший олигархом. Таня - бывшая школьная красотка, ставшая сначала элитной содержанкой, а потом средней руки юристом. Типичные истории выходцев из 90-х. Федю и Таню роднит случившаяся в прошлом сцена за сараем, а еще чувство скуки и тоски. Таня от нее не спасается ничем, а у Феди есть деньги и Домиан - стартапер из Сколоково, продающий счастье. Счастье, как выясняется, можно продавать по-разному. Можно например закрыть подростковый гештальт, воспроизведя еще раз неудачную сцену за сараем с участием поистаскавшейся уже Тани, можно отправить клиента в Гонконг в сафари по высотке со шлюхами, а можно, например, подарить ему просветление без усилий, подключив к голове буддийского монаха. Все, кроме высотки, Федя попробует. А на выходе получит обиженную и оскорбленную Таню, а еще просветление в отсутствие специальных духовных практик превратится для него почти в безумие.

    А Таня тем временем открывает для себя мир женских тренингов и буйного феминизма, того самого, где не бреют подмышки и где весь мир произошел из этой ... ну... этого... колодца рождений (если вы понимаете, о чем я). В нашей реальности Ларочка Ренар учит привлекать мужиков энергетическими воронками, а в книге Пелевина Таню обучают кидать энергетический крюк маткой. И это только она из остроумных аналогий, явственных и не очень.

    В финале же нет ни правых, ни виноватых. Во всяком случае Пелевин эту роль судьи исполнять не берется, ну а читатели сами уже к этому времени могут определиться с любимыми и ненавистными персонажами. И в этом есть смысл, потому что в конце концов, мы живем в мире постмодерна, где смеемся в сущности, сами над собой.

    22
    1,5K