Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Карьера Ругонов

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним9 февраля 2019 г.

    От осинки не родятся апельсинки

    Из предисловия к книге: Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи

    .
    Есть серии книг, которые большинство читателей начинает изучать примерно с середины. Так вот, цикл книг о семье Ругон-Маккаров - яркий пример тому, а я не исключение подобным любителям чтения: познакомилась я с творчеством Золя благодаря роману «Дамское счастье» и лишь впоследствии узнала о несметном (ну как несметном, примерно двадцатитомном) количестве произведений из этой семейной саги. Ну а поскольку я вообще страдаю любовью к таким длинным семейных романам, то начинаю планомерно изучать серию о Ругон-Маккарах. А шахматы перед партией нам расставляет как раз «Карьера Ругонов».
    Действие происходит в течение одной недели в декабре 1851 года во время государственного переворота, когда во Франции перестала существовать республика и принц Луи стал «законным» императором под именем Наполеона III. В истории Франции данные период названо Второй Империей, и все свои романы о Ругон-Маккарах Золя описывает в этом временном промежутке, то есть до 1871 года. В романе присутствуют длинные отступления, посвящённые прошлой жизни персонажей, из которых мы, собственно, и узнаем начало истории этой семьи.
    Нервная и склонная к припадкам девица Аделаида Фук выходит замуж за никому не известного крестьянина Ругона и от него в браке рожает сына Пьера, похожего душой на медлительного отца-земледельца. Но вскоре овдовевшая Аделаида вступает в связь с пьяницей-контрабандистом Маккаром, от которого в скором времени приживает двух детей: сына Антуана и дочь Урсулу. Мало занимаясь воспитанием детей, Аделаида посвятила свою жизни страсти с пьяницей Маккаром, и дети ее выросли настоящими волчатами, волками, готовыми растерзать друг друга за мелкую монетку. Не секрет, что работая над Ругон-Маккарами, Золя старался выявить законы генетики, разумеется, сам не зная, как подобная наука в будущем будет назваться. Но основы преемственности и наследственного в романе проследить легко, и порой это даже пугает.
    Как и всегда в переломные моменты истории общество раскалывает на тех, кто за, и тех, кто, соотвественно, против. Золя, как мы понимаем, ярый республиканец, потому раскладка в романе примерно такая:
    1) Буржуазия, поддерживающая переворот. Тут автор перечисляет тех персонажей, кого он по разным причинам осуждает и порицает. Это жадный и тщеславный Пьер Ругон; хитрая, как лисица, и расчетливая жена Пьера Фелисите; толстый, алчный до званий и славы Эжен Ругон и другие мелкие буржуа, которых Золя описывает нам в изобилии.
    2) Рабочий и бедный люд, стоящий за республику. Тут автор намерено прибегает к яркому противопоставлению героев, создавая идеальные образы молодых и горячих людей, готовых отдать последнее за идею и будущее страны. Это мечтательно-благородный Сильвер Муре и юная, но удивительно трогательная дочь каторжника, которую общество со всей жестокостью озверелой толпы отвергает за то, что они сами не знают и не понимают, Мьетта Шантегрей. Юных существ связывает что-то намного большее, чем просто влечение, они по-настоящему любят друг друга чистой, непорочной любовью, идилистической прелести которых посвящены многие страницы романа.
    Отдельного упоминания стоит образ Антуана Маккара, беспринципного пьяницы и циника, способного за тень роскоши и рюмку вина продать собственную мать. Несомненно, Золя пугает этот образ, настолько он мерзок и до странного реален. Все мы знаем, что, как Толстой в русской литературе является этаким моралистом, так точно такое же место занимал и Золя в своём родном писательском обществе. Кому-то это по душе, кому-то нет, но я люблю обоих этих писателей. Впрочем, дело вкуса.
    Я вообще люблю творчество Золя, хотя и отдаю себя отчёт в том, что его творчество может некоторым показаться утратившим актуальность. Не согласна: автор поднимает вечные вопросы, которые обсуждаются на страниц почти всех литературных прощищведений уже много веков; все дело лишь в писательской таланте, которого, как я скромно считаю, у Эмиля Золя в избытке.
    «Картера Ругонов», может, и не самое сильное и необычное произведение из серии о Ругон-Маккарах, но оно как бы помогает нам чётче ориентироваться в сложных дебрях семейных уз главных героев, как бы помогает расставить все по полочкам. Скажу откровенно, поскольку я начала знакомство с циклом с середины, в моей голове остались незанятые куски, ликвидированные только после прочтенич первой книги. Советую всем избегать подобных ошибок - согласитесь, вы же не читаете книгу с конца, так что начните знакомство с циклом о странно-близких нам Ругон-Маккаров так, как надо: с «Карьеры Ругонов».

    19
    665