Рецензия на книгу
Judas
Amos Oz
ann19747 февраля 2019 г.Роман израильского писателя Амоса Оза «Иуда» очень многогранен. Конечно же, главное внимание автора сосредоточено на проблеме предательства, недаром имя Иуды, главного предателя, вынесено в заглавие. Но вот трактовка библейского сюжета, связанного с предательством Иудой Христа, изложенная писателем в своём произведении, весьма оригинальна. Кроме того, Амос Оз проецирует вечный сюжет на события XX века.
Итак, главный герой романа, студент Шмуэль Аш, переживает тяжёлые времена. Он разочарован в социалистических идеях (точнее, в своих друзьях-единомышленниках), он разочарован в любви (его девушка выходит замуж за другого), он разочарован в своих академических исследованиях в университете (герой занимается исследовательской работой, посвящённой отношению евреев к Иисусу Христу и к личности Иуды Искариота). Шмуэль оставляет учебу и нанимается по объявлению на работу. Он должен ухаживать за стариком-инвалидом Валдом и занимать его интеллектуальными беседами по вечерам. Такова завязка. Действие начинается зимой 1959 года в Иерусалиме. Героев не много: старик, постоянно перемежающий свою речь многочисленными цитатами из священных книг, студент-неудачник и, разумеется, женщина — загадочная, прекрасная, неприступная Аталия (дочь Шалтиэля Абрабанеля; сын Валда был ее мужем и погиб на арабско-еврейской войне). Этакий сюжетный треугольник из наивного и сентиментального молодого человека, вдовы с трагическим прошлым и практически немощного, но очень мудрого старца. Поначалу в романе намечаются две сюжетные линии: первая относится к ежедневным беседам студента и старца (в их беседах можно выделить ещё один сюжетный ход – обсуждение обстоятельств предательства Иудой Христа, распятия и воскрешения последнего), вторая – развитие отношений между всё тем же студентом и красавицей Аталией. Постепенно сюжетная канва произведения становится сложнее, в неё вплетаются отголоски событий прошлого, мы узнаём подробности судеб каждого из героев. Более того, судьбы Иуды и Христа удивительным образом проецируются на судьбы героев современности – погибшего мужа Аталии, его отца Валда. Роман, конечно же, сложный, рассуждать о нём можно много. Однако главный посыл автора, я думаю, состоит в следующем: Иуда совершает, безусловно, преступление, отправляя Христа на казнь. Однако, по мысли Амоса Оза, он делает это из любви к Учителю, он верит в него больше, чем сам Христос верит в себя. Как бы странно это не звучало, но именно так обстоит дело. Похожая трактовка данного библейского сюжета была изложена ещё Леонидом Андреевым в его знаменитом «Иуде Искариоте», считавшем, что среди всех учеников Христа Иуда был единственным, кто искренне любил своего Учителя и был готов ради него на всё. Не случайно свою жизнь Иуда заканчивает самоубийством, то есть готов принять на себя тяжкий грех.2588