Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пассажиры колбасного поезда. Этюды к картине быта российского города: 1917–1991

Наталия Лебина

  • Аватар пользователя
    Аноним7 февраля 2019 г.

    Положение нестрашное, но совершенно безнадежное (с)

    Огромная благодарность советчику. За знакомство с книгой.
    Преогромная благодарность автору - "ловцу жемчуга". За то, что книга есть.

    Отдельное спасибо за опору на быт, и на городской топос. И за Трифонова (от лингвиста-"трифонолюба", постесняюсь сказать "трифоноведа"). Метафору любимого автора "про многожильный провод" и "нити прошлого" я приводила неоднократно. Здесь же не просто нити, что ведут в прошлое. Это холст. Ткань истории быта-бытия.
    Как пишет Н. Лебина,


    сверхзадача книги «Пассажиры колбасного поезда. Этюды к картине быта российского города. 1917–1991» — выявление сущности советского общества с точки зрения общецивилизационного процесса модернизации.

    Каталогизация и номинация обусловлены авторским дискурсом. Не алфавит, но сборник статей.
    Оспорю: прекрасный задел на энциклопедичность. Бонусом огромное удовольствие от узнавания культурных и литературных кодов.

    __________________________

    · Акваланг
    Любительский спорт: от гражданской обязанности к модному стилю поведения
    · Бормотуха
    Алкоголь в сфере советской социально-бытовой политики
    · Волосатик
    Волосы и власть: протест и контроль
    · Галоши
    Научно-технический прогресс и внешний облик горожанина
    · Дикари
    Одежда как гарантия приватности досуга
    · Елка
    Религиозные праздники в стране «безбожников»: инверсия досуговых норм и патологий


    К началу 1950-х годов елка успешно переместилась из сферы приватного быта в пространство публичной советской повседневности. Это был тот редкий случай, когда власти всего лишь «очистили» праздник от клерикального содержания, восстановив его как норму обыденной жизни.

    · Жакт
    Личная инициатива решения жилищных проблем: возможности и ограничения
    · ЗАГС
    Брачные институции и обряды: «советскость» и традиционность
    · Интим
    Сексуальные практики эпохи социализма: регламентация сферы приватности


    И все же отмена запрета абортов расширила сферу приватности. Репродуктивное поведение зависело от общей культуры, внутрисемейной морали, этики, гигиены, но не политики, как в годы сталинизма. На рубеже 1950–1960-х на уровне нормативных суждений власти произошло отделение сексуально-эротических практик от деторождения. Но очевидно и другое обстоятельство: в начале XXI века в моменты «закручивания гаек» с неприятной регулярностью всплывает вопрос о запрете на аборты.

    · Красная косынка
    Головные уборы: мода или социальная мимикрия?
    Одежда как маркер положения человека в обществе.
    · Лотерея
    Соблазны азарта: формы государственного регулирования
    Кто возьмет билетов пачку....
    · Макулатура
    Художественная литература: характеристики культурно-бытового маркера
    · Наркомания
    Ретретизм в пространстве советской жизни
    · Общежитие
    Коммунитаризм в СССР: границы тела
    Чего не сделаешь, чтобы превратить


    так называемый жилищный очаг из тесной, скучной, а подчас и тяжелой колеи для женщины в место приятного отдыха

    · Проституция
    Классика сексуальной коммерции в новых социальных условиях


    После заявлений конца 1930-х годов об отсутствии проституции в СССР в российском обществе ничего не поменялось до сих пор.

    · Рукоделие
    Хенд-мейд и семейные архивы — источники по истории повседневности
    Рукоделие как часть трудового воспитания (примирение публичности — участия в строительстве коммунистического общества — и приватности — привычных женских занятий)
    · Смерть
    Смена обрядов перехода: секуляризация бытовых норм
    Откуда выросло пренебрежение к отеческим гробам. История крематория. Специфика посмертных записок.
    · Танцы
    Танцевальная культура в советском быту: политико-эротические характеристики
    · Уплотнение
    Жилищный передел: правовые и эмоциональные аспекты


    «биджаг мужской» (пиджак), «жулеп» (жилет), «кастум черный» (костюм) и уже совсем непонятное — «вязи дли звязу».

    · Фабрика-кухня
    Общественное питание: городские традиции и советские инновации
    · Хрущевка
    Слово и здание в контексте десталинизации
    Хрущевская реформа как деконструкция сталинской коммунальной овседневности
    · Царица полей
    Новые пищевые продукты в условиях дефицита: поиски выхода или инновации в сфере питания?

    · Чипсы
    Вестернизация еды в СССР


    «Вообще-то дрянь, но вполне иностранная».

    Дефицит как препятствие формирования валеологического отношения к пище.
    · Шуба
    Вещи эпохи химизации как инструменты деструкции сталинского гламура
    Про мех и меховые изделия как вестиментарный код. И искусственную шубу как симулякр благополучия и равенства


    Когда он надевал каракулевую шапку, влезал в белые, обшитые кожей шоколадного цвета бурки и в длиннополую шубу, подбитую лисьим мехом, он становился похож на купца из пьес Островского. <...>
    Были вечера лютого, двадцатипятиградусного мороза, когда умные люди предпочитали сидеть дома, но Николай Васильевич ровно в девять закутывался шарфом, надвигал до бровей шапку, облачался в свои купеческие меха и спрашивал требовательно: "Вы идете со мной?" Как не хотелось идти на мороз! Пробежаться задними дворами к себе в переулок - это одно, но гулять по обледенелой набережной... Глебов отвечал с обреченной готовностью: "Конечно, конечно! Я готов". Дрожал и ежился в студенческом пальтеце, перешитом из старого отцовского, и сдерживал себя, чтобы не побежать, а
    идти размеренными шажками рядом со стариком, который сладостно сипел и отдувался в своей душегрейкой шубе. "Вот ведь какой самопуп! - иногда раздражался Глебов. - Ему и в голову не придет..." Было и другое соображение: а может, уводит из дома нарочно, чтобы не оставался с Соней?
    Впрочем, еще догадку подкинула Васена. Хитрая, все подмечавшая баба однажды спросила сочувственно: "И чего он тебя таскает? Я чай, он тебя вроде как на стражу берет..." - "Я у него под стражей или он у меня?" - спросил Глебов. Васена шептала: "Уж не знаю, но только таких-то, в шубах, не любют..."(Ю. Трифонов Дом на набережной)

    · Электроприборы
    Наука и техника в быту советского горожанина: вещи и смыслы
    А вы знали происхождение клише "голубые экраны"?
    Пример текстового рефрена (зачеркнутое - вариативно):


    А в 1959 году в книге «Краткая энциклопедия домашнего хозяйства» уже нашлось место для обширной статьи о стиральных электрических машинах как насущно необходимом предмете домашнего обихода. Правда, в жизни новшества внедрялись с трудом; достигнуть резкого роста производства стиральных машин не удалось

    · Юнгштурмовка
    Вестиминарные знаки гендерного равноправия.
    Кожанка, юнгштурмовка (первый и единственный государственный образец унисекс-одежды), плащи «болонья», женские брюки и джинсы как свидетельство о наполнении бытового пространства СССР внешними признаками гендерного равноправия.
    · Язвы
    Принципы конструирования социально-бытовых аномалий
    · «Новый поворот, что он нам несет?»
    Послесловие.
    · Библиография
    · Указатель имен
    · Предметный указатель

    __________________________

    Прекрасная форма, легкий слог, личностная отсылка, документальная подоплека. "Необычные ракурсы изучения проблем повседневности".
    Как складывался быт с учетом факторов нормативных и нормализующих суждений новой власти? Что сохранилось от предыдущей исторической эпохи? Как переосмысление и развитие определенных политический идей повлияло на обычную жизнь человека?

    На каком-то из этапов становления мне очень не хватало "тенденционального" восприятия истории. В духе: эти ребята проповедовали то-то, опираясь на это, предпосылкой послужило то, продолжателями стали те, а после антитрендом послужило вот. С документами, манифестами, нормативно-правовыми актами. Не складывалась мозаика. Сегодня небольшой фрагмент сложился.

    20
    1,1K