Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стеклянные тела

Эрик Аксл Сунд

  • Аватар пользователя
    Аноним6 февраля 2019 г.

    Фаза первая: шок


    Вот когда они говорят "со мной всё в порядке" - тут надо насторожиться.

    Подросток выпивает смесь водки с хлоркой и умирает. Другой подросток перерезает себе горло басовой струной. Третий отравляется угарным газом в гараже. Волна подростковых самоубийств охватывает Швецию, и объединяет их то, что суициды происходят под музыку из кассетного плеера - некто Голод (он, она или целая группа?) записывает трек для каждого длиной с его дату рождения и высылает кассету по почте. Йенс Хуртиг начинает расследоваие: кто этот Голод и как музыка вынуждает детей убить себя?

    Фаза вторая: реакция


    Не дура, но совершенно безынициативная. Всех интересов в жизни - музыка и макароны.

    Книга состоит из множества коротких глав, в которых повествование ведётся о каждом (и иногда от лица каждого) персонаже, включая Хуртига, самих подростков и Голода. Этот приём позволяет увидеть за штампом "самоубийца" личность, попытаться понять, что стало причиной такого поступка. И тут оказывается, что причиной самоубийств может быть не музыка, не компьютерные игры, не сообщества в соцсетях (привет мифическому "синему киту"), а, например, отношения с родителями, всеобщее непонимание, травмы из детства. Как легко заставить подростков с гормональными перебоями, максимализмом, проблемами в семье и ищущих авторитет среди, как им кажется, похожих на них людей, поверить, что смерть - это единственный выход. Хрупкие тела. "Стеклянные".
    С другой стороны, мелькание персонажей в одной суицидальной карусели мешает проникнуться проблемами каждого, прочувствовать то, что чувствует человек, принимая такое решение.

    Фаза третья: обработка
    Здесь, конечно, особенно интересна личность Голода, вначале инкогнито (главы о нём подписаны как "Чёрная меланхолия"). Дело даже не в том, почему он так популярен среди молодёжи, причину этого легко раскрывает он сам:


    Публика всегда хочет видеть, как я режу себя, хотя большинство уже знает, что значит резаться кухонным ножом. Это как ломиться в открытую дверь.

    Вопрос в другом: почему Голод стал тем, кем он есть? Израненная мрачная версия гамельнского крысолова, ведущая детей к саморазрушению. Вот где настоящая драма: можно понять подростков, прыгающих из окон, сложнее представить, что такого произошло в жизни человека, пишущего настолько душераздирающую музыку, что под неё впору умирать, как он мыслит и зачем толкает к смерти других. Ответы на все эти вопросы авторы дают сполна.

    Фаза четвёртая: переориентация

    Помимо социальной драмы, книга представляет собой детективную историю. Задача читателя: понять, кто же такой Голод. Мне не удалось, списывайте хоть на общую неподкованность в детективах, хоть на мастерство авторов, факт есть факт.

    Итак, при всей моей любви к чтению всякого трэша, поначалу было скучно, пока не запомнились основные герои (умирающие один за другим, правда, и это даже не спойлер), дальше пошло быстро и последние страницы ушли практически на одном дыхании. Однако, не посоветую эту книгу ни любителям так называемой "чернухи" (до каких-нибудь Паланика и Сорокина явно не дотягивает), ни фанатам детективов. Говорят, "Стеклянные тела" - часть будущей трилогии: думаю, что готова попробовать и остальные книги, но не возлагая особых надежд.


    Люби ближнего своего, как самого себя.

    Матф., 19:19

    8
    830