Рецензия на книгу
The Seven Deaths of Evelyn Hardcastle
Stuart Turton
Аноним6 февраля 2019 г.Айден Слоун раз за разом проживает цикл из 8 дней, в котором он оказывается внутри личности восьмерых человек поочередно. Чтобы прекратить это, ему надо назвать имя убийцы Эвелины Хардкасл
– Сколько раз это повторялось? – спрашиваю я.
– Несколько тысяч раз. Я давно сбился со счета.
– И почему у меня ничего не получается?
Он вздыхает, полуоборачивается ко мне, ссутулившись, будто каждый виток времени тяжким грузом ложится ему на плечи.
– Я и сам об этом не раз думал, – говорит он; растопленный воск капает ему на перчатку. – Возможно, это чистая случайность, что вы спотыкаетесь там, где следует твердо стоять на ногах. А может быть, этому виной ваша натура.
– Моя натура? То есть, по-вашему, я обречен на провал?
– Обречены? Отнюдь нет. Это расценивалось бы как попытка оправдаться, а Блэкхит не терпит оправданий. Все, что здесь происходит, не неизбежно, хотя на первый взгляд кажется, что это не так. Все повторяется лишь потому, что гости изо дня в день принимают одни и те же решения: пойти на охоту или предать друга. Кто-то слишком много пьет за ужином, пропускает завтрак и не попадает на встречу, которая могла бы изменить всю его жизнь. Они не в состоянии поступить иначе, поэтому никогда не изменяются. А вот вы совсем другой, мистер Слоун. Виток за витком я видел, как вы реагируете на добрые и злые деяния, на мелкие случайности. Вы принимаете разные решения, но в критический момент совершаете одни и те же ошибки. Вас словно бы влечет в бездну.
– Вы считаете, что для того, чтобы выбраться отсюда, я должен стать кем-то другим?
– Нет, я считаю, что каждый запирает себя в клетке, сделанной собственноручно. Айден Слоун, который впервые очутился в Блэкхите… – Чумной Лекарь вздыхает, будто воспоминание его тревожит. – То, чего он хотел, и то, как он этого добивался, было… неколебимо. Тот Айден Слоун никогда не смог бы выбраться из Блэкхита. А сейчас Айден Слоун стал совсем другим. По-моему, сейчас вы очень близко подошли к разгадке. Впрочем, я так считал и раньше, но всякий раз ошибался. По правде говоря, ваше главное испытание еще впереди, но если вы и впрямь изменились, то, кто знает, может быть, для вас еще есть надежда.В этом диалоге - всё. После этого диалога лихо закрученный детектив перестал быть таковым для меня: загадка убийства Эвелины Хардкасл отступила на задний план. Мистико-фантастичность Блэкхита ушла в тень. Очевидно же, что нам показывают последний - удачный цикл воплощений Айдена Слоуна. Так что же Айден Слоун сделает на этот раз иначе? Где он спотыкался предыдущие несколько тысяч раз? В этом и есть главная загадка книги!
Это книга - о выборе. Выборе человека быть таким-то, обладать такими-то качествами, выборе человека меняться - и последовательном изменении. гости изо дня в день принимают одни и те же решения: пойти на охоту или предать друга. (...) Они не в состоянии поступить иначе, поэтому никогда не изменяются.
И Тёртон помещает своего героя в разные личности, и с каждым разом личности сильнее, и Слоуну сложнее оставаться тем, кем он хочет быть. Личности эти далеко не все приятные, и Слоуну приходится бороться с их порочностью и стараться использовать сильные стороны ради достижения своей цели. Ну так и обычный человек живет в своей рутине, в плену своих привычек, страстей и пороков. Пленом может быть обжорство или лень, гордыня или трусость. Или ненависть. Человек, который ненавидит другого человека, добровольно помещает себя в тюрьму своего чувства и устраивает форменный ад в своей жизни. И от этого чувства сложно избавиться, всё ходишь и ходишь кругами…
Так что же Слоун должен сделать иначе, чтобы выбраться из этой адской временной петли? Я не увидела четкого ответа на этот вопрос, так что приходится опираться на то, что показалось мне самым вероятным и логичным. И тут у меня две версии.
Чтобы вычислить убийцу Эвелины Хардкасл, Слоун должен быть жив и на свободе последний час восьмого дня, тот час, который последовал за событиями в оранжерее после попытки самоубийства Эвелины. Явление убийцы возможно только после событий в оранжерее. И чтобы вычислить убийцу Эвелины Хардкасл, Слоуну нужен этот последний час последнего воплощения. И помочь ему дожить до этого момента и освободиться может только Анна.
Но как? Анна ведь его предаст! И предает! Много раз до этого. И тут замкнутый круг похлеще Блэкхита. Слоун не может верить Анне, до конца верить, потому что она предавала и может предать, а Анна предает, потому что видит недоверие Слоуна и боится предательства с его стороны. Всё, что ей нужно, - это второй шанс. В котором раз за разом Слоун ей отказывает.
Сеттинг построен так, что Анна не может сама узнать убийцу Эвелины Хардкасл. Ни Анна, ни Даниэль, ни даже Слоун - сам по себе. Ну просто потому что то имя, которое произносится в конце, не может быть правильным ответом в других обстоятельствах. В других обстоятельствах ответ вообще спойлер. Анна может выбраться из Блэкхита только одним способом. Не путем называния имени убийцы - это формальность. А если ей Слоун даст второй шанс, если он поверит - до конца поверит, доверится ей, а она - поверит ему, и не предаст, и воспользуется своим вторым шансом. И она готова к этому - давно готова. Так, что готова жертвовать собой. Только дайте ей второй шанс.
Выбор. Выбор, который делает человек. Каким человеком ты хочешь быть?
– Таким меня сделал Блэкхит. – Он сплевывает в грязь.
– Нет, Блэкхит делаем мы сами, – отвечаю я, приближаясь.Но вообще, такая версия несколько слащавная и пафосная. Особенно, если интерпретировать через любовную линию между Айданом и Анной. А мне это не нравится, мне больше импонирует, что это Айдан своих внутренних демонов укрощает.
А вот вторая версия того, что Айдан всё-таки изменил, более зыбкая. Айдан окончательно растопил сердце Чумного Лекаря, и тот решил помочь Айдану вытащить Анну. Ведь убийца Эвелины Хардкасл так вовремя появляется неспроста! Но опять всё упирается в то, что Айдану Слоуну требовалось доказать уже Чумному лекарю, что Анна заслуживает второго шанса.В общем, книга в итоге вызвала восторги, хотя не уверена, что буду перечитывать. Этакое «Преступление и наказание» на новый лад.
12181