Рецензия на книгу
Go Set a Watchman
Harper Lee
Аноним4 февраля 2019 г.Не сотвори себе кумира
В своё время история, рассказанная Харпер Ли в своём знаменитом романе "Убить пересмешника…", произвела на меня колоссальное впечатление. Книга потрясла меня до глубины души и оставила в ней глубокий и неизгладимый след. Она стала одной из самых любимых мной книг и продолжает оставаться таковой и по сей день. Пройти мимо другого произведения Харпер Ли – романа "Пойди поставь сторожа" я не мог. Многого от этой книги я не ожидал, но и не относился к ней скептически. Мне просто вновь захотелось ощутить ту неповторимую атмосферу первой книги, увидеть знакомых героев и узнать, что же произошло с ними дальше.
С событий, описанных в "Пересмешнике" прошло 20 лет. 26-летняя Джин-Луиза Финч – та самая Глазастик, которая бегала по улицам в комбинезоне на голое тело и лазала по деревьям, повзрослела, но даже став взрослой, сохранила свою дерзость, своенравность, упрямство, некоторое бунтарство и нежелание идти на компромиссы с жизненными позициями родных и близких ей людей. Она уже несколько лет живет в Нью-Йорке и приезжает в родной Мейкомб только на пару недель в отпуск, чтобы навестить родных. Её брата Джима, верного товарища по детским играм и способного, если что, выручить в любой ситуации, уже нет в живых. Отец сильно постарел и болеет артритом, но всё ещё выглядит крепко и продолжает вести дела. Её друг детства, Хэнк, стал его преемником, и он влюблен в Джин-Луизу. Рядом с Хэнком Джин-Луиза чувствует себя настоящей и даже обдумывает его предложение руки и сердца, вот только одно случайное открытие рушит всё. Привычные ей с детства вещи и представления о близких, главным образом об Аттикусе, неожиданно открываются Джин-Луизе с новой, необычной стороны, доселе ей незнакомой. Ещё в детстве создав из личности Аттикуса, достойного всяческого уважения и почтения, некий идеал, после обнаружения некой новой правды о нём, выбившей у неё почву из-под ног, ей становится сложно расстаться с этим непогрешимым образом сотворённого ею кумира. Героиню ждёт сильное разочарование, и она начинает эмоционально страдать от осознания того, что точка зрения её отца Аттикуса – человека, который её воспитал, всегда был примером для подражания и безоговорочным авторитетом, на проблему взаимоотношений белых и цветных вовсе не соответствует имевшимся у неё с юных лет представлениям. Теперь эти привычные для неё представления рушатся, словно карточный домик. Она задаётся вопросом, почему её отец так изменился во взглядах, и пытается разобраться, что же произошло. Но вся правда состоит в том, что Аттикус, как говорит нам автор, всегда был таким и всегда так относился к данному вопросу, а Джин-Луиза за воздвигнутым ею идеализированным образом просто не замечала истинных взглядов отца. И теперь Аттикус просто не может оставаться тем идеалом, каким его всегда считала Джин-Луиза. Так в книге показано, что абсолютных авторитетов не бывает. Необходимо вырастать из детских и юношеских идеалов. Необходимо учиться жить с осознанием и принятием того, что люди, которых ты сильно любишь, не обязаны соответствовать твоим представлениям о них или укладываться в искусно нарисованные тобой рамки. Они вовсе не какие-то небожители. Они не идеальны, также как не идеально и всё общество. Они всего лишь обычные люди и как самые обычные люди способны ошибаться. А ещё порой мы не замечаем окружающий нас мир. Мы часто смотрим на него сквозь свои убеждения, и не хотим принимать реальность такой, какой она является на самом деле. Осознание всего этого становится достаточно болезненным для Джин-Луизы, но в итоге даёт свои результаты.
В книге затронуто большое количество различных проблем, актуальных и в наши дни. Это не только проблемы взросления и взаимоотношения поколений. Здесь, как и в романе "Убить пересмешника…" сквозной темой всё так же звучит тема расизма и царящих в обществе середины прошлого века предрассудков. Тема эта, конечно, очень важная и серьёзная, но порой не всегда занимательная. И чем глубже повествование в книге уходило в проблему расовой нетерпимости, тем менее интересным оно становилось. Временами разговоры персонажей на тему противостояния белых и чёрных были сильно перегружены отсылками к каким-то литературным произведениям, высказываниям различных деятелей и событиям американской истории. Все эти довольно специфичные вещи несколько затрудняли чтение и понимание сути происходящего. На этих моментах мне становилось откровенно скучно, несмотря на всю важность вопроса. Зато были моменты, которые вызвали у меня нотки умиления и ностальгию по первой книге. Это сцены, в которых описывалось детство Джин-Луизы. В них повествование вновь было наполнено той неповторимой, светлой, вселяющей теплоту и умиротворение атмосферой "Пересмешника". Мне они очень понравились, заставили в очередной раз улыбнуться и посмеяться. Чего только стоили эпизоды с игрой в молитвенное собрание с крещением в пруду, первыми месячными у Джин-Луизы и школьным балом. Всё это было описано очень трогательно и забавно. Читая эти моменты, я получил большое удовольствие от погружения в неискушенный, наивный, озорной и пленительно очаровательный мир детства и постепенного взросления Глазастика.
"Пойди поставь сторожа" – книга в целом неплохая, но очень неровная. Одни эпизоды были очень интересны (в основном это воспоминания о детстве Джин-Луизы) и напоминали по атмосфере и стилю так полюбившийся мне роман "Убить пересмешника…", другие, наоборот, были перегружены непонятными рассуждениями о вопросах морали, взятых в контексте социально-политических особенностей американского Юга, и потому скучны. История повзрослевшей Джин-Луизы Финч не показалась мне такой интересной, волнующей и глубоко раскрытой, чем истории её детства, описанные в "Убить пересмешника…". Поэтому "Пойди поставь сторожа" для меня не столь проникновенное и берущее за душу произведение. По своему восприятию и производимым от чтения впечатлениям эти истории оказались, на мой взгляд, очень непохожими друг на друга, причём "Убить пересмешника…" при этом смотрится гораздо лучше. Но и сильного разочарования от "Пойди поставь сторожа" всё же не было.23675