Рецензия на книгу
Atonement
Ian McEwan
Аноним3 февраля 2019 г.Все мы время от времени совершаем ошибки, порой мелкие и незначительные, исправить которые не составит никакого труда, а порой эти ошибки настолько велики, а последствия столь необратимы, что можно до конца жизни размышлять, как бы можно было всё переиграть, сделать по-другому, но так и не получить искупления, не простить самого себя.
Главная героиня книги Брайони маленькая 13-летняя девочка, юная писательница и фантазёрка, мало понимающая в мире взрослых. Брайони излишне педантична, её комната представляет собой храм божества порядка, все предметы и игрушки расставлены в строго определённом порядке. Также девочка любит тайны, она не просто прячет свой дневник, но и ведёт его шифром. Естественно, что когда на глазах такого человека происходят события, не вписывающиеся в его представления о мире, в его душе происходит диссонанс. В глазах ребёнка, в жизни которого всё должно следовать правилам, сцена с раздеванием перед неблизким человеком и последующее ныряние в фонтан вероятнее всего поднимет бурю мыслей, и вряд ли он будет считать, что всё это делается добровольно. Чтение секретной записки, которую юная любительница тайн просто не могла не прочитать, да ещё и от человека, к которому сама была когда-то привязана только укрепляет её мысли. А уж увиденное в библиотеке окончательно закрепляет все догадки и домыслы. Когда же Брайони совершает ту самую непростительную ошибку, о которой будет жалеть всю жизнь, сложно представить, чтобы она могла поступить иначе. Пусть её действия и неправильные, но она поступает так, как велит ей её сердце, делает то, что считает единственно верным. В её мыслях уже сложился определённый образ, а особенности личности толкают девочку на этот поступок.
С молчаливого согласия родственников Брайони совершает преступление. И несмотря на то, что вину девочки нельзя отрицать, невозможно и не взять во внимание вину всех остальных. Кузина Лола, молча принявшая догадки Брайони и за всю жизнь так и не раскрывшая никому правды. Мать Эмилия и отец, не пожелавшие разобраться в ситуации. И даже Сесилия, просто смирившаяся с неизбежным и не сумевшая поговорить с сестрой. Все они поступили лишь так, как поступали обычно, как им было удобно, никто не стал разбираться в ситуации и искать правды. Все родственники Брайони струсили и сложили на ребёнка весь груз ответственности и уже позднее, через много лет, Сесилия всё так же ждала от сестры поступка, не пошла вместе с ней, чтобы та во всём призналась, всё так же перекладывала ответственность с себя, но как в семье трусов самому не стать таким, и Брайони так и не смогла найти в себе силы, чтобы во всём признаться, она стала, как её семья.
Автор нарисовал персонажей, не вызывающих симпатии, но в их действиях угадывается поведение живых людей. Тем не менее у меня сложилось впечатление, что происходящее в книге нереально, что это очередная пьеса, написанная Брайони и может быть вся история это лишь выдумка пожилой писательницы, написавшей роман о двух влюблённых, но после публикации книги пожелавшей изменить судьбу своих героев.
Персонажи и действие в книге довольно неоднозначные, сложно с уверенностью заявить, что всё было так, а не иначе. Кто-то может решить, что Лолу изнасиловали, а кто-то подумает, что всё было добровольно и подтверждение тому можно найти в цитатах произведения. Нельзя и точно сказать, что Брайони не осознавала, что видела не Робби, что осознание пришло к ней лишь в 18 лет, а до этого у неё и в мыслях не было, подумать на человека, который был одного роста с Робби. И так по разному можно взглянуть на разные ситуации, особенно что касается раскаяния главной героини. Было ли оно или девушка лишь оправдывала себя и тешила своё самолюбие.
Автор много внимания уделяет описаниям предметов, самокопанию героев, но при этом не раскрывает персонажей. Большую часть читателю приходится додумывать самому. От этого и возникает множество толкований произведения. Не каждому придётся по вкусу такая недосказанность.
251,7K