Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    LilitChinaski1 февраля 2019 г.

    Никогда мир не кажется таким прекрасным, как в то мгновение, когда вы прощаетесь с ним... (c)

    Это моя первая прочитанная книга у Ремарка, и конечно же теперь ряды его поклонников пополнились мной)
    Ремарк великолепный автор! Достаточно прочесть всего одну его книгу, чтобы оценить его талант и авторский космос его наследия.

    Вот несколько слов о сюжете: 1942 год. Нацизм преследует Европу. Главный герой вместе со спутницей пытается найти билеты на пароход в Америку, это последняя надежда на спасение для беженцев от фашизма. Приехав в Португалию, в Лиссабон, бесцельно и без особой надежды ошиваясь около "ноева ковчега", американского лайнера, который завтра отправляется в благословенную страну, главный герой замечает, что за ним следит странный человек. Оказывается, у него есть билеты на лайнер, и он готов отдать их лишь за то, чтоб его выслушали. В течение ночи он рассказывает свою историю...

    Дальше...

    Далее, все повествование - это рассказ незнакомца Шварца о своем бегстве из нацистской Германии вместе со своей женой Еленой - его любовью всей жизни. Я очень люблю, когда в книге идет "история в истории".
    Рассказ Шварца о своей жизни это повествование о безнадежности, обреченности, изменах и великой верности, которой могут быть связаны только разлученные люди.

    Шварц - очень добрый, но слабый человек, для которого жена - не просто любимый человек, но источник силы и надежды - именно тот стержень, благодаря которому герою удается держаться за жизнь из последних сил.

    Сама же Елена - привлекательная женщина с красивыми плечами, худобой, болезнью и любовью к платьям и коньяку. Но абсолютно неверная! И очень скрытная, но - сильная.

    Есть ощущение, что Шварц, передавая свой паспорт, паспорт Элен и билеты на корабль, как бы передаёт случайному прохожему свою жизнь. Он делает всё, чтобы попробовать начать жить с чистого листа. Это непросто описать словами - что-то вроде отрешённости, внутренней боли, которая навсегда осталась где-то внутри незаживающим шрамом, потому что судьба-война ампутировала кусочек сердца.

    Ремарк вообще слишком грустный, у него нет чувства юмора. Что меня удивило, так это то, что практически полностью отсутствуют описания природы, городов. Что Португалия, что Италия, что Германия, что Швейцария, что Франция - все это предстает у автора каким-то сплошным европейским дождливым городом, в котором живут уставшие обессиленные люди. И это страшно, но, черт возьми, очень мне нравится! Возможно, я не слишком много читала книг о войне, и поэтому эта тема для меня еще не замыленная.

    В то же время стиль Ремарка обладает потрясающим послевкусием, когда проходит уже несколько недель после прочтения романа, и я вдруг ловлю себя на мысли, что вспоминаю этого загадочного незнакомца Шварца с его Еленой. С Ремарком мне хотелось забить на работу, купить вина или коньяк - и читать роман всю ночь напролет, пока хватает сил, отпивая алкоголь в тех же местах книги, где пьют его герои. Перепутать день с ночью, выйти на холодную дождливую осеннюю набережную Франции, гулять по булочным и центральным улицам Швейцарии... Ремарк очень атмосферный. Написано очень тонко, чувственно, до чувства, что это все о тебе, но в другой эпохе. Ведь как бы не менялись декорации, а человек испытывает все те же чувства, те же эмоции, присущие его природе. От этого не уйти. И в этом Ремарк - гений!

    Думаю для тех, кто уже полюбил Ремарка, "Ночь в Лиссабоне" станет еще одним чудом, к которому можно прикоснуться и попытаться прожить небольшую жизнь того раненого потерянного поколения - такого нежного и такого решительного. Рекомендую.

    Странно, но когда я читала эту книгу, были новогодние праздники, у соседей была шумная вечеринка, в подъезде стоял какой то гул суеты, и по телевизору шли веселые программы. У современных людей свои проблемы, наверное моим соседям нет никакого дела ни до Ремарка, ни до трагедий людей, которые он описывает... Они, может, вообще о нем не знают:( На этом контрасте современности и страшной истории книга воспринимается особенно остро и больно.

    14
    1,5K