Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Носорог

Эжен Ионеско

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2019 г.

    Все кошки смертные. Сократ был смертным. Следовательно, Сократ - кошка.

    Эжен Ионеско, который не видел себя в драматургии, стал фактически основателем нового в ней жанра. И стоит сказать, что преуспел в этом с лихвой. Говорят, что такому успеху в жанре театра абсурда писателю позволил его билингвизм. Ионеско долгие годы жил в Румынии, получил там образование и даже начал писать там свои первые стихи, затем переехал во Францию, где вступил в новый этап в своей жизни и жизни театра.

    Мои друзья сказали мне, что они не понимают жанра абсурда, мол это же так абсурдно писать...абсурд. О чем это ? Слова ради слов, эпатаж, шизофрения?
    Не могу ответить точно. Размышляя об этом, я пришел к выводу, что уже в те времена написать что-то новое граничило с безумной трудностью. А что если пишешь не о новом, а о вечном классическом? Ведь человек-носорог, человек, который оказывается склонен меняться это же архетип не XX столетия. Но как привлечь внимание читателя и зрителя, как заставить его обратить внимание на главную мысль без помощи эпатажа?
    В те годы о пьесах Ионеску ходила слава как о вещи, которую стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы посмеяться. С ростом его популярности, безусловно о нем узнали люди думающие, которые смогли увидеть сквозь пелену абсурда ту самую мысль.

    Написано уйма критики о значении и смысле Носорога, при чем среди некоторых есть и такие, которые используют мораль этого сочинения, выбирая свои личные трактовки. Вот например недавно я искал какие-либо критические статьи и наткнулся на одну, где автор выделяет среди всего прочего то, что Носорог Ионеско продиктован писателем против неестественного поведения человека. Затем, я обратил внимание на сайт, на котором была размещена данная статья - против пропаганды гомосексуализма.
    Я понимаю, что в наше время подобные строки действительно могут натолкнуть на подобные коннотации:


    Ж а н. вы во всем видите плохое. А если ему нравится быть носорогом, если ему это доставляет удовольствие? Что тут такого особенного?
    Б е р а н ж е. Конечно, в этом нет ничего особенного. Однако я сомневаюсь, чтобы ему так уж нравилось.
    Ж а н. А почему нет?
    Б е р а н ж е. Мне трудно объяснить почему, но это и так понятно.
    Ж а н. А я скажу, что это совсем не так плохо. В конце концов, носороги тоже существа, как и мы, и они тоже имеют право на жизнь!
    Б е р а н ж е. При условии, если они не посягают на нашу. И потом, вы же представляете себе - как-никак совершенно разная психика.
    Ж а н. (мечется из ванной в комнату и обратно). А вы думаете, наша лучше?

    Но стоит ли применять эти фразы вырванные из контекста за то, что мы их принимаем?
    Я еще раз убедился в том, что как писала Цветаева: читатель-соавтор. В этом смысле, совсем неважно что хотел сказать писатель, все равно читатель увидит лишь то, что сможет и пожелает увидеть, как в случае с автором "противогомосексуальной" статьи.

    Известно, что Эжен Ионеско мигрировал в Париж из Румынии в первую очередь из-за роста популярности левых взглядов (нацизма) в последней. Он говорит, что там он чувствует себя белой вороной, или может все-таки носорогом? Ведь большинство благополучно превратилось в носорогов с крайне националистичными взглядами (Румыния для носор...ой для румынов), а он так и остался Ионеско (Беранже). Возможно, он даже и сам желал стать таким же, но куда деть личную мораль, которую нельзя уговорить?
    Если коротко, то вот о чем эта пьеса. Но мы ведь читатели-соавторы, и можем увидеть гораздо больше вещей, если захотим.


    Ж а н. Мораль! Знаем мы эти разговоры о морали! Хороша мораль! Хватит с меня морали! Надо быть выше всякой морали.
    Б е р а н ж е. А что же вы предлагаете взамен?
    Ж а н. (мечется взад и вперед). Природу!
    Б е р а н ж е. Насколько я понимаю, вы хотите заменить законы морали законами джунглей.
    Ж а н. И там я буду жить, буду жить.

    Сарказм Ионеско просто зашкаливает. Многие говорят, что он осуждает те изменения, которые претерпел человек, в особенности, когда эти изменения происходят так быстро и не по собственной воле, а просто потому что это очень модно. Я не думаю, что Ионеско был против изменений, но изменений какого характера? Эйнштейн в свое время писал: «Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями.». Это именно об этом, будем жить в джунглях, воевать палками, главное поближе к природе.


    Б е р а н ж е. Хотел бы я на вас посмотреть на моем месте! Жан был моим лучшим другом. И вдруг это превращение у меня на глазах и такая ярость...
    Д ю д а р. Конечно, я понимаю. Так обмануться в человеке! Но больше не надо об этом думать.
    Б е р а н ж е. Как же я могу об этом не думать? Такая человеческая натура, ярый поборник гуманизма! Кто бы мог поверить! И это он-то, он! Мы с ним дружили...с незапамятных времен. Вот уж я никак не думал, что он...и вдруг такая неожиданная эволюция! Я верил ему больше, чем самому себе, я на него полагался больше, чем на самого себя...И так поступить со мной!

    Другая важная вещь, это когда вы перестаете узнавать не просто абстрактных людей, а вполне конкретных, своих близких друзей или членов семьи.
    Еще вчера вы ездили к тетушке в гости в Самару из Киева, а сегодня "Крымнаш". Бывало человек после долгой семейной жизни вдруг как с цепи сорвался, начал бегать за молоденькими девушками. А бывает живет бабушка в вольном государстве Бавария, а позже ее внуки воюют за жизненное пространство для немецкой нации.
    Черное стает белым, а белое черным. Так ли это? А возможно, белое всегда было черным. Наше современное общество винят в чрезмерном искривлении морали: гомосексуализм, хиппи, наркотики, внебрачные дети, разрушение понятия семьи в целом, подмена ценностей и так далее. Ну и что же? Сколько раз уже менялись эти ценности, а черное было и красным и синим тоже. Свободы стало больше и большим стал наш выбор. Носороги есть и с двумя рогами, с одним и серые и белые. Бесполезно генерализировать все общество, всегда была та его часть, которая жила необдуманно, без самокритики, без анализа повестки дня, но все же, многие из нас Личности способные быть особенными, даже будучи носорогами.

    Главная мысль, которая все таки пугает та, что такое большое количество людей способно в корень изменить свои взгляды и поведение, не думая об последствиях. Будьте особенными носорогами.

    9
    693