Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Атлант расправил плечи (комплект из 3 книг)

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2019 г.

    О любви к железным дорогам

    Столько людей пишет о чёрно-белой философии Айн Рэнд и её книги, но замечает ли, что отзывы к Атланту тоже чёрно-белые? Я стараюсь придерживаться мысли, что из книг и источников информации в целом мы всегда можем что-то извлечь, но обычно это либо то, что для нас важно, либо полнейший антипод, триггер отрицательных эмоций. Зачастую мы закрываем глаза на всё, что не вписывается в нашу собственную картину мира. Я описываю здесь то, что увидела в книге для себя, не собираясь называть своё мнение абсолютной истиной и кричать "Перепишите!".
    Нужно отметить, что я не попала на волну мейнстрима и не сталкивалась с книгой на полках бизнес-литературы, мне всего лишь её посоветовали. Поэтому читала я её непредвзято, ничего не ожидая и не требуя (что и хорошо! отзывы на обложках несколько напрягают).

    По форме книга о бизнесменах, создателях, эгоистах, их трудностях и преградах на пути, их взлетах и падениях в обществе. По содержанию эта книга - ода разуму, справедливости и желанию жить и наслаждаться этой жизнью.

    Мы всегда изначально воспринимаем лишь форму, внешний вид. Я абсолютно не знала, чего ждать от романа и сначала просто продиралась сквозь текст, сражаясь с громоздким описанием Американских индустриальных пейзажей, целеустремленных, но жестких и не понятных мне героев, железной дороги и сталелитейных заводов. Это настолько далёкий от меня мир, что хоть какой-то интерес к книге у меня появился на 124 (!) странице (я проверила).

    Мы элементы огромного механизма современного общества, связанные воедино, зависящие друг от друга, могущие как взлететь, так и прийти к краху. И знаете что? Это логично, обоснованно, правильно, пока механизмом управляет разум, ведущий его к процветанию, а не вялость и жажда саморазрушения. Мы можем работать на благо друг друга, воздавая должное способностям, отличным от нас. Это всё заставило меня несколько по-другому оценить мир вокруг, понять, почему герои книги так восхищаются своими железными дорогами, заводами, двигателями... Да потому что это прекрасно, это действительно человеческая мысль, отраженная в реальности. В нашем практичном веке для многих так важно видеть доказательства чего бы то ни было воочию, так вот они - только руку протяни.

    Я благодарна Айн Рэнд за реализацию в книге модели, выстроенной на заведомо ложном принципе: "От каждого по способностям, каждому по потребностям" - и иллюстрацию её краха.
    Талантливые люди, живущие работой, умеющие делать деньги, становятся дойной коровой для "диванных критиков", жалующихся на жизнь и требующих больше, БОЛЬШЕ для обездоленных, бедных, несчастных, напирающих на гнилую общественную мораль о добродетели жертвенности.


    Любить достойных эгоистично, любить недостойных жертвенно. Вы должны любить тех, кто этого не заслуживает, и чем меньше они этого заслуживают, тем больше вы должны их любить, чем отвратительнее предмет, тем благороднее ваша любовь, чем непритязательнее ваша любовь, тем выше ваша добродетель, и если вы способны довести свою душу до состояния мусорной кучи, которая одинаково принимает все, что угодно, если можете перестать ценить моральные ценности, значит, вы достигли морального совершенства.

    Ну как вам мораль?


    "Или вы говорите, что корень зла - любовь к деньгам? Любить вещь - значит знать и любить её суть. Любить деньги значит знать и любить тот факт, что деньги - порождение лучшей силы в вас самих и ваше разрешение на продажу ваших усилий за усилия лучших среди людей. ... Позвольте мне дать вам ключ к понимаю характера человека: человек, проклинающий деньги, получил их нечестным путем, тот, кто уважает деньги, достоин их".

    Тут, конечно, осторожно надо, с деньгами-то, но сжигать их на жертвенном костре не надо, а воспитывать адекватное отношение, не перегибая палки, можно.

    В обществе, которое создала Айн Рэнд, в обществе безвольной мягкой плоти жить не хочется. Где каждый напуган, где понятия подменяются, а мир может быть разрушен новой бесцельной директивой бездарного руководства.
    Так а кто тогда герои книги? Бездушные беспринципные машины? Странно, но нет. Изначально у меня было именно такое мнение, но некоторые из них развиваются. За ними достаточно интересно следить, переживать за них, быть не в состоянии отложить книгу, пока не достигнешь точки в главе.
    Тем не менее, они несколько однобоки, возведены в абсолют. Айн Рэнд хотела создать утопию в долине, и так оно и вышло, ведь "utopia"обозначает не только "благое место", но и "несуществующее".
    Более того, в книге действительно много чёрно-белой картины. Хорошие красивые и целеустремленные персонажи порой перегибают палку в "разумном эгоизме", замыкаясь только на своём обществе избранных, и игнорируя миллионы людей, не таких выдающихся, не обладающих связями и собственным производством, вынужденными выживать и на что-то надеяться. Злодеи же удивляют тем, что при таких характерах вообще попали на руководящие должности.

    Конечно, без любви не обошлось. Правда, тут есть момент, который меня несколько обескураживает: в романе один достойный женский персонаж, прошедший путь с самого начала до конца. И хоть сначала Дагни описывается весьма непритязательно, по ходу действия она раскрывается, оказывает влияние на находящихся рядом людей и в разные периоды жизни притягивает к себе троих главных мужских персонажей. Все с искренней любовью, такие понимающие, что не могу. Один другому уступает, никто никому не изменяет, все такие чистые и святые. Серьёзно?
    Я вот с ходу в романе могу вспомнить только еще четырех женщин, но кто-то совсем не образец для подражания, кого-то и упоминать не стоило, а кого-то не раскрыли.
    Так что женщина одна, но какая! (Мэри Сью?) Возможно, так вышло как раз на фоне общей массы.
    Достойные мужчины так вообще античные герои, что внешне, что внутренне - выбирай любого.
    И все персонажи как один экстрасенсы: читают в лицах как по книге.

    Зато цитаты о любви хорошие:


    Любовь есть выражение ценностей человека, величайшее вознаграждение за те моральные качества, которых вы достигли как личность, эмоциональная цена, плата за радость, которую человек получает от добродетелей другого

    Для мужчины, уверенного в собственной ценности и гордящегося этим, желанным будет самый высокий тип женщины - та, которой он восхищается, самая сильная. Та, с кем невозможно соперничать. Потому что только обладание героиней принесет ему чувство истинного достижения, а не близость с безмозглой потаскушкой. ... Но мужчину, убежденного в собственной никчемности, будет тянуть к женщине, которую он презирает, потому что она отражает его собственную скрытую сущность

    Персонаж, чьё развитие меня по-настоящему заинтересовало - это Черрил. Простая девушка, следующая за своими идеалами, пытающаяся понять, что происходит вокруг, и не выдерживающая осознания, во что превратился мир. Я бы здесь упомянула и Эдди Уиллерса, потому что видела, что Айн Рэнд пыталась закрыть линии всех персонажей, воздав своим героям должное и приведя своих злодеев к наказанию, но случай Уиллерса оставил меня в недоумении. Из достаточно позитивного персонажа, исполнительного, преданного человека он был превращён в ничего не значащую фигуру, о которой даже Дагни не вспомнила. Черрил и Эдди - те адекватные, подающие надежды люди в умирающем мире, которых бросили "избранные".

    К чему же в итоге я пришла? Что человек нам нужен разумный, понимающий, что как и зачем он делает, выстраивающий в сознании правильный свод моральных ценностей, приведший в баланс духовное и материальное, знающий цену себе и окружающим людям и не позволяющий сделать его добровольной жертвой.
    Очевидно? Так со многими вещами. И всё же для кого-то это известная истина, для кого-то нечто новое и требующее обдумывания, для кого-то пустые слова, а для меня лишь подтверждение собственных мыслей.

    Книга далеко не идеальна. Местами её сложно читать, некоторые вещи повторяются, монологи утомляют, где-то вылазят клише, где-то принесённая в жертву сюжету реальность. Многому всё же не веришь или воспринимаешь скептически.

    Я не знаю, захотелось ли вам познакомиться с романом и увидеть то, что описала я, не знаю, обнаружили ли вы то же самое при чтении, не знаю, не будете ли теперь обходить роман стороной, но спасибо, что прочитали.

    Ах да, так кто же такой Джон Голт?


    Я - тот человек, который любит свою жизнь. Я - тот человек, который не жертвует своей любовью и своими ценностями

    А я поняла, почему столько читала роман про железные дороги.

    7
    5,7K