Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэнсфилд-Парк

Джейн Остен

  • Аватар пользователя
    unintended_mmm30 января 2019 г.

    Перед нами классический роман воспитания. Писательница рисует картину взросления нескольких молодых людей из разных сословий.
    Видим жизнь главной героини - Фанни Прайс, которая в десятилетнем возрасте попадает в сетью своей тети леди Бертрам в Мэнсфилд-парк и воспитывается вместе с ее детьми, получив при этом достойное образование и окружение.
    Видим жизнь детей Бертрамов - Тома, Эдмунда, Марии и Джулии, которые в большинстве своем с пеленок чувствуют свое превосходство, то и дело позволяя себе подшучивать над Фанни, родившейся в куда менее благоприятной семье. Исключением является только Эдмунд, который с самого начала старался помочь Фанни. Неудивительно, что именно он становится ее возлюбленным в старшем возрасте.
    Видим жизнь брата и сестры - Генри и Мэри Крофордов, аристократов, пресыщенных развлечениями высшего общества и перенявших его же мораль и образ мыслей.
    Видим так же детей Прайсов, родных братьев и сестер Фанни, - шумных, беспорядочных и глубоко невоспитанных. Видим их вскользь, в том окружении, в котором выросла бы и Фанни, не забери Бертрамы её к себе.

    Каждый из этих героев действует согласно своему воспитанию и морали, которой считает достойной. Отсюда и конфликты, которые двигают сюжет. Воспитание высшего света, считающееся идеальным, нередко ведет к необдуманным поступкам, продиктованным гордыней, тщеславием или капризами. Фанни же тут выступает своего рода моральным наставником. По сути, каждый из героев романа, соприкоснувшись с Фанни, рано или поздно делает выводы о своих ошибках.
    Занятно, что весь роман обладает какой-то такой схематичностью, что нередко напонимает пьесу. Развернутую, долгую, где-то комическую, где-то трагическую, как сама жизнь.

    Чувствуется желание писательницы идеализировать Фанни, и именно по этой причине она воспринимается как героиня сказки. Золушка. Она несет в сердце доброту и кроткость, но при этом ей, как и всякому человеку, не чужды ревность и гнев, которые, к слову, вовсе не переносят ее в ранг негативных персонажей, а только делают этот сказочный образ более реальным.
    Вообще, глобально роман напоминает сказку, и в этом его какая-то особая утонченность.

    Закончить хочу цитатой Набокова, ибо лучше закончить не смогу:
    "Ощутить прелесть "Мэнсфилд-парка" можно, только приняв его законы, условности, упоительную игру вымысла".

    11
    531