Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2019 г.

    "... Не улетай, мой Фламинго..."


    "... От судьбы никому не уйти, — сказал он нетерпеливо. — И никто не знает, когда она тебя настигнет.
    Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь?
    Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха.
    Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой.
    Все, что ждет нас после этой минуты, — только надежды и иллюзии..."

    Я познакомила с Ремарком, когда училась в 10-м классе, взяв в библиотеке "Три товарища". Тогда это был щенячий литературный восторг! Я выпала из жизни на сутки, читала, читала и никак не могла оторваться от истории Роберта, Отто, Готтфрида и Патриции. Теперь по прошествии многих лет я очень жалею, что не прочла тогда все, написанное Ремарком. В дальнейшем мне тоже попадались такие его книги, которые приходились по вкусу, но такого восхищения я больше не испытывала. И тем не менее, я люблю Ремарка - того, которой пишет о войне, о нацистах, о преследовании евреев, о беженцах, о концлагерях... Другая тематика в его книгах оставляет меня равнодушной. Я, например, после прочтения "Трех товарищей", "Станции на горизонте" и теперь еще и "Жизни взаймы" как-то путаю эти книги между собой. Машины, гонки, любовь, много алкоголя, много пустых философствований и разглагольствований из их сюжетных линий смешались в моем сознании и вскорости после прочтения выветрились и не оставили следа. Хоть в "Жизни взаймы" и не тот Ремарк, которого я люблю, но все таки рука не поднялась поставить роману более низкую оценку, хотя он и не зацепил меня за живое.

    Думаю, что если бы прочитала этот роман в юности, я бы получила большее удовольствие. А теперь я не сочувствовала героям, их поступки, мысли и слова в большинстве своем вызывали у меня то непонимание, то раздражение. Буквально с первых страниц, когда автор перенес нас в туберкулезный санаторий в Швейцарских горах, мне показалось, что я снова читаю "Волшебную гору" Томаса Манна. Схожая обстановка, схожие типажи жителей санатория и одинаковое их поведение вызвали у меня минутное чувство вторичности сюжета этого романа по отношению в тому, который написал Манн. Плюс еще в этот момент во мне включилась ворчащая старая бабка, которая начала бухтеть насчет того, что, например, больная туберкулезом Лилиан разгуливает по заснеженным горам в туфлях на шпильке, платье и отороченной мехом жилетке, нарушает режим и пьет напропалую - естественно, что лечение не даст никакого эффекта, если пациент своими действия на корню рубит все старания врачей!

    При том нельзя сказать, что я не понимала мотивов ее поступков и тех эмоций, которыми руководствовалась главная героиня. Прекрасно понимала, однако как-то в моей логике не укладывается то, что при такой жажде жизни и стремлении продлить ее хоть на день, хоть на неделю, хоть на месяц, девушка очень халатно относится к своим обязанностям пациентки. Плюс ко всему, я всю книгу винила ее за эгоизм - Лилиан знала, что рано или поздно она умрет - это вопрос решенный и он не будет отложен судьбой в долгий ящик, и она все равно привязала к себе гонщика Клерфе. С ее стороны это очень самолюбивое и эгоцентричное поведение - благодаря парню она весело и разнообразно проведет остаток своей жизни, а о том, какие чувства он испытает после ее смерти, она не задумывалась. Тем более, что Лилиан видит, что с каждым днем он привязывается к ней все больше и больше, что строит планы на совместное будущее, предлагает ей руку и сердце. Да, он знал о ее болезни и о неминуемом скором конце, но ведь любовь слепа и заставляет влюбленного жить надеждой... А Лилиан, как невлюбленная в Клерфэ, должна была пресечь все это на корню, когда только заметила проблеск серьезности в его отношении.

    В юности меня всегда поражала (со знаком плюс) та легкость, с которой герои Ремарка относятся к жизни. В этой же книге она меня раздражала. Меня ужасно злили их пустые разговоры, приправленные псевдо-философией, а на самом деле не несущие никакой смысловой нагрузки. Например, вопрос "У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?" и ответ "Да. В платье." или "Каждый мужчина, если он не лжет женщине, говорит глупости.", "Она знала, что шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов". О чем это вообще? Неужели это мысли адекватных взрослых людей? Примитивный и однобокий взгляд на жизнь! Еще меня безумно злило то, что больная туберкулезом Лилиан в романе изображена просто красоткой, от которой глаз невозможно оторвать и от которой штабелями падают все мужчины. После Второй мировой войны, насколько я знаю, эталонами красоты были фигуры а-ля Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор с их округлыми и аппетитными формами. И худая, болезненно блендая Лилиан, с горячим туберкулезным румянцем в эти эталоны не вписывалась. Но и в санатории, и в Париже, и на гонках в Риме и во Флоренции у нее не было отбоя от кавалеров! Меня никогда не прельщали ни в жизни, ни в литературе такие типажи женщин, которые нравятся всем... Они вызывают у меня недоверие - человек просто - напросто не может нравится всем подряд, так как вкусы то у нас у всех разные! А если он нравится всем подряд, мне кажется, в нем есть какая-то ненатуральность и искусственность, взращенные именно с этой целью...

    Конечно, мне было жаль Клерфэ. Глупая смерть, но однако абсолютно ожидаемая. Нельзя заниматься таким опасным экстремальным видом спорта и ожидать только благополучного исхода гонок. Но от этого не легче... Хороший парень, он был мне симпатичен. Хотя и не без оговорок :) Сестра его, конечно, произвела на меня неизгладимое впечатление. Пожалуй, самое сильное в романе, хоть она и появилась в конце и была задействована буквально в паре сцен. Однако Ремарку удалось нарисовать первоклассную суку!

    Несмотря на то, что "Жизнью взаймы" в целом я не прониклась, в ней были кое-какие мысли, которые затронули что-то в моей душе и которые я разделяю. Так, я согласна с тем, что мы порой ведем себя так, как будто собираемся жить вечно, перестаем ценить каждый прожитый день, месяц или год, забываем о том, что для кого-то судьба не приготовила такого подарка как длительная жизнь; что только он нас самих зависит, чем будет наполнен каждый миг нашей жизни... И именно такие как Лилиан дают нам понять это.

    49
    2,1K