Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Темные аллеи

Иван Бунин

  • Аватар пользователя
    Аноним27 января 2019 г.

    Когда я играю в классиков, выбор книги русского автора является для меня наиболее сложной задачей. Попытаюсь объяснить, почему это так. В рамках школьной программы я получил довольно хорошее представление о наиболее значимых произведениях отечественных писателей. Спасибо моим прекрасным учителям, а также аудиокнигам, которые вовремя пришли в мою жизнь, позволив сэкономить время и от начала до конца с удовольствием ознакомиться с большей частью обязательного школьного курса. Поэтому сейчас мне гораздо интереснее постигать классику зарубежную, которой в школьной программе не было вообще. Разве что во внеклассном чтении, до которого летом руки ну совсем не доходили… Однако, разумеется, в школьном образовании по литературе были и свои пробелы. Одними из главных я как раз считаю двух Иванов – Бунина и Гончарова. Так что выбирал я в основном из них. Поскольку я уже взял Американскую трагедию в теме «кирпич», ни один из трех романов Гончарова на букву «О» мне было не потянуть. Поэтому выбор пал на известный сборник рассказов Бунина Тёмные Аллеи.

    Оговорюсь сразу, что из школы помню у Ивана Алексеевича только Господина из Сан-Франциско, а также Антоновские яблоки. И то исключительно на уровне эмоций и атмосферы. Сюжет пересказать не смогу. Помню только, что впечатления были приятными.
    Также взяться за Тёмные Аллеи – вызов самому себе. Я ведь не дружу с малой формой совсем, а тут ещё и рецензию на книгу надо писать. Однако я решил, что первый из русских нобелиатов по литературе всё же достоин того, чтобы ознакомиться с его творчеством подробнее. И именно посредством рассказов, так как для меня Тёмные Аллеи – первое произведение, приходящее в голову, когда я слышу фамилию Бунин.

    Что сказать про сам сборник? Фактически у него 2 основных плюса. Первый и самый главный – язык. Написано действительно потрясающе! Легко, образно, эмоционально, очень атмосферно. Читается практически всегда на одном дыхании. Отдельные рассказы довольно быстро начинают восприниматься, как единое целое, ибо все проникнуты похожей атмосферой и довольно схожими сюжетами и вроде даже повторяющимися героями. А вот теперь главный парадокс: первую половину книги такой приём кажется действительно классным, ты от него кайфуешь. А на второй половине ты начинаешь всё больше скучать от рассказа к рассказу. Тебе начинает хотеться, чтобы книга побыстрее закончилась, либо автор выдал нечто более оригинальное, перестав писать практически все рассказы по одной канве. Второе в конце всё-таки случилось, но об этом чуть позже, в конце рецензии. В итоге получается, что именно из-за однообразия сюжетов и тем, затрагиваемых в рассказах, я снизил общую оценку на 1 балл. Также мне показалось, что в этом сборнике слишком много смерти на квадратный сантиметр страницы. Особенно суициды было тяжко воспринимать, коих немало в общей массе летальных исходов жизней персонажей…

    Вторым плюсом книги являются её герои. Они очень простые все такие, знаете. Приближенные к народу, что ли. Характеры выписаны отлично, все мотивы их действий ясны почти сразу, последствия принятых решений предсказуемы. Их переживания, связанные в основном с любовными отношениями, казались мне искренними, чистыми, где-то даже по=детски наивными. Однако в данной книге это является для меня плюсом, в отличие от большинства других, где такую наивность и чувственность я бы критиковал. Просто в ситуациях, описанных Буниным, я нередко видел свою жизнь, вспоминал собственные чувства и эмоции, ассоциировал себя с некоторыми мужскими персонажами, а в девушках будто бы видел отражение знакомых мне реальных лиц. Понятное дело, что герои являются вымышленными и все совпадения случайны, но такой эффект я ощущаю довольно редко. Иногда приятно почитать простые книги, где не надо на протяжении сотни-другой страниц докапываться до сути поведения героев, ломать голову над тем, хороший этот персонаж или плохой. Бывает такое настроение, когда прозрачность только радует меня, как читателя. Тёмные аллеи как раз попали в такое настроение. Или книга сама его создала?)

    Небольшое примечание про атмосферу сборника: одна моя хорошая подруга сказала, что Тёмные аллеи – самая осенняя книга в русской классике. По моим ощущениям, это скорее весенне-летнее произведение. Слишком много бьющих через край страстей, которые характерны для тёплых времен года. Даже больше для весны, разумеется) А то, что концовки в большинстве своём осенне-депрессивные – так здесь могу вспомнить цитату из песни к 12 стульям: там, где любовь, там всегда проливается кровь. (с)

    Напоследок выделю три наиболее понравившихся рассказа: бронза достается рассказу Ночлег, который в моём издании аудиокниги был последним. Да, нам известно, что лучше всего запоминается последняя фраза. Однако ночлег реально отличается от большинства рассказов в сборнике по стилю концовки и тем эмоциям, которые остаются после прочтения последней фразы. Плюс довольно необычная тема дружбы человека и собаки порадовала.

    Второе место у Тани. Потрясающий рассказ о женской верности! Каждому бы такую спутницу! И не в каждом большом романе автор сможет так мощно описать динамику чувств героев! А вот Бунин создал маленький шедевр в духе цвейговского Письма незнакомки. Опять же имя героини наводит на личные ассоциации с конкретным человеком….

    На вершине моего мини хит-парада с большим отрывом от «соперников» уютно расположилась Натали. Для меня это квинтэссенция всех страстей сборника, всех типов характеров героев, всех драматических концовок. Финал тут действительно душу рвёт! Много вариантов развязки ожидал, но Бунин выбрал самый жесткий и пронзительны, мне кажется! Опять же есть некоторые ассоциации с собой любимым, учитывая имя главной героини. И снова Натали напомнила новеллу Цвейга, только теперь другую – ещё более обожаемый мною Амок. А Цвейг для меня пока лучший автор в малой форме, если что. Поэтому оценка действительно очень высока!

    Выводы. Я очень рад, что прочел эту книгу и ликвидировал очередную дыру в своем образовании. Спасибо Бунину за эти истории, многие из которых надолго останутся в памяти, хотя многие останутся просто белыми пятнами. По стилю Бунин однозначно мой автор, так что я обязательно прочту его единственный роман – Жизнь Арсеньева. Вполне возможно, это случится в рамках октябрьского тура игры в классики 2019 года. Однако это будет уже совсем другая рецензия….

    З.Ы. отдельное спасибо Максиму Пинскеру за прекрасную начитку аудиокниги. Уже третье произведение слушаю в его исполнении и получаю колоссальное удовольствие! Тембр голоса чтеца, безусловно, влияет на общую оценку книги. И в данном случае положительно!

    9
    670