Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Late Mattia Pascal

Luigi Pirandello

  • Аватар пользователя
    Аноним25 января 2019 г.

    Снимаю шляпу

    Мои друзья из Италии рассказывали, что Покойный Маттиа Паскаль Луиджи Пиранделло входит в их школьную программу, и многие не очень лестно отзываются об этом произведении. Оно и не странно, как можно давать детям такую тяжелую пищу для размышлений?
    Безумно красиво написано, очень оригинальный сюжет, который можно было бы обыграть по разному, но писатель, как оказалось, не искал легких путей.
    Это очень опасная книга. Опасна она этим:


    Разве не находимся все мы на невидимом волчке, опаленном лучами солнца, на безумной песчинке, которая вертится и вертится, сама не зная почему, без всякой цели, словно ей просто нравится вертеться, чтобы нам было то чуточку теплее, то чуточку холоднее? А после шестидесяти-семи-десяти ее оборотов мы умираем, причем нередко с сознанием того, что жизнь наша - вереница мелких и глупых поступков.

    Сюжет книги постоянно сопутствуется философскими отступлениями. Этим то она и опасна. Слишком много бытейных размышлений понемногу начинают затягивать и читателя, а после начинаешь размышлять и о своей жизни, ее смысле, и как все знают ни до чего хорошего это обычно не доводит.
    Но тем не менее, Пиранделло очень умело парирует, подкидывает масла в огонь и так встревоженной моей души, между нами завязывается диалог, мы спорим и пытаемся вместе придумать как же выйти из этого замкнутого круга под названием жизнь.

    Очень забавляет, когда наталкиваешься на писателей, которые писали века назад и напророчили вполне реальные вещи:


    Почему люди, настойчиво спрашивал я самого себя, так стремятся все больше усложнять себе образ жизни? Зачем такое нагромождение машин? Чем же займется человек, когда всё будут делать машины? Не спохватится ли он тогда, что так называемый прогресс не имеет ничего общего со счастьем? Какую радость получаем мы от всех изобретений, которыми наука честно пытается обогатить человечество (а на деле обедняет его, потому что обходятся они слишком дорого), даже когда восхищаемся ими?

    Если подобное явление было очевидным уже тогда (начало 20 столетия), то оглядываясь сейчас на себя и свое окружение, я просто отхожу в угол, снимаю шляпу и начинаю нервно смеяться.

    Возвращаясь к сюжетной нити, дабы не спойлерить, скажу лишь, что герои получились весьма комичные, несмотря на сложность темы. Главный герой сталкивается с полной свободой, о которой мечтаем все мы.
    Вот скажите, разве вы никогда не представляли себе, что вам дают возможность начать абсолютно новую жизнь? У вас будет новое имя, деньги, возможность путешествовать и вы сами придумаете себе свое прошлое. Вот только память вашего настоящего прошлого у вас останется, а следовательно маму свою вы не сможете забыть, вы будете вспоминать о своих друзьях, старые обиды никуда не исчезнут, а вскоре вы поймете, что былые проблемы начинают возвращаться. Не из-за того, что это закономерно, а потому что такой у вас характер, и он остался прежним. И вот, у вас начинается агония, а может, тоска о своем прошлом. Вы не были счастливы ни в прошлой жизни, ни в новой его не обрели.
    Тема маски у Пиранделло изложена магически умело и превосходно. Я не знаю как эта книга может не понравится, но понимаю и тех, кто считает, что подобные книги вызывают лишь больше вопросов в и так запутанном мире.

    Напоследок хотелось бы заметить, что Луиджи Пиранделло действительно опередил время, не только потому что писал об опасности технического прогресса и научной гонки, а еще и потому, что задолго до Альбера Камю - лидера экзистенциализма, начинает писать об этом же экзистенциализме.


    В предмете мы любим то, что вносим в него от себя, то согласие, ту гармонию, которую устанавливаем между ним и собой, ту душу, которую он обретает только благодаря нам и которая соткана из наших воспоминаний.
    7
    737