Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Искусство любить

Эрих Фромм

  • Аватар пользователя
    Аноним23 января 2019 г.

    Искусство принимать

    Скажу сразу: название труда многих вводит в заблуждение, что очень заметно в большинстве рецензий. Читатели часто ждут или пособия по "искусству любви", или подробного исследования любви в понимании большинства - любви половой, то есть, страсти.

    Проблема здесь в ярлычках, или названиях. Под термин "любовь" попадает множество, казалось бы разных понятий. Фромм называет и исследует их: это и самая "популярная" - половая любовь, и материнская, и братская, и любовь к себе, и к Богу. Возникает иллюзия, что в каждом их этих случаев мы имеем дело с совершенно разными проявлениями человеческой чувственности и опыта. Что "любовь" это некое универсальное понятие объединяющее различные человеческие предпочтения. Ну, например, я люблю Таню, Баха, Лермонтова, шелковое белье, лазанью, пиво и своего кота.

    Но такой подход - это заблуждение. Любовь действительно существует как понятие, но она выражает отнюдь не предпочтительность в отношении чего-то, а принятие - принятие того, что есть или дано.
    Базой такого понимания служат положения из Библии: "человек есть подобие Бога" и "возлюби ближнего своего, как самого себя".

    Что значит "возлюбить себя"? В данном случае нет выбора, следовательно, речь идет о принятии себя. И человек не может не принять себя, ибо он подобие Божие, а, значит, принимая (возлюбив) себя, он принимает и Бога.
    В этом контексте становится понятна избитая формула "Бог - есть любовь", что можно читать, как Бог - есть данность, Бог - есть принятие. И "любовь" Бога к своим чадам есть любовь Бога к себе и принятие им себя.

    Тем же характеризуется и родительская, материнская любовь. Материнская любовь ближе к божественной любви, отцовская - к братской. Но и братская любовь зиждется на формуле: "возлюби ближнего своего, как самого себя", то есть, прими мир как он есть.

    Здесь трактовка понятия "любить" смыкается у Фромма с исследуемой им дилеммой "быть-иметь". "Любить" - принимать становится тождественным "быть", это проявления творческого, гуманистического начала. Оказывать предпочтение, выбирать по каким-то критериям и признакам, это уже не любовь, а обладание - проявление собственнического, авторитарного начала, и любви в истинном её смысле здесь нет и быть не может.

    Фромм выступает в качестве мессии, провозглашающего по сути основополагающее условие счастливого человеческого общества - жизнь в любви. Но он же сам понимает всю иллюзорность такого подхода, по крайней мере на современном этапе развития общества, целиком и полностью ориентированного на обладание, подавление и подчинение. Логика развития мирового социума говорит о том, что в обозримом будущем надеяться на какие-то перемены и возобладание иных основополагающих принципов не имеет смысла.

    Поэтому речь заходит об индивидуальных попытках проявления любви, опять приходится обращаться к священному тексту; "спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". В качестве методов Фромм предлагает веру и мужество, а вот инструментами выступают сосредоточение, осознание, концентрация, медитация и самоанализ, но об этом более подробно он пишет в других работах.

    Я не коснулся большого количества затронутых в книге вопросов, но боюсь, что рецензия может оказаться громадно-нечитабельной, однако надеюсь на обсуждение.

    82
    6,6K