Рецензия на книгу
A Face Like Glass
Frances Hardinge
Аноним23 января 2019 г.Книга Ф. Хардинг «Стеклянное лицо» попалась мне на глаза случайно, хотя об авторе слышала много — и почти все из этого много было хорошее. Я решила начать знакомство с творчеством Фрэнсис Хардинг именно с этой книги, потому как просто обожаю странные миры, необычные фантдопы и героев-«попаданцев» в хорошем смысле слова, глазами которых мы эти странные миры узнаем.
Героиня, Неверфелл, как раз такая. Она появилась в Каверне необычным образом, она за всю сознательную жизнь (ту. которую помнит) ни разу не выходила из туннелей своего спасителя/хозяина сыродела Грандибля, и когда, наконец, по стечению обстоятельств все-таки попадает в большой мир, причем сразу же в самое высшее общество, читателю остается только крутить головой и ахать от удивления вместе с ней. Мир действительно поражает, все эти Лица и лица, Вина и вина, странные Картографы и Клептомансер... И я ахала и поражалась фантазии автора вместе с Неверфелл, открывающей для себя этот мир...
Но. Да, я специально начала с плюсов, потому что все плюсы — это мир. Он необычный.
Но вот остальное... Я не дочитала книгу до конца, сломалась на моменте диалога с Эрствилем, когда Неверфелл собралась во дворец. Если бы меня попросили описать чувства, которые вызывали у меня эти — все! — персонажи, я бы сказала одно: досада.
Неверфелл непосредственная до гротеска, она делает все наперекор, как будто специально навлекая на себя и окружающих неприятности. Выручая одних, подставляет других, говорит что думает, делает что хочет, поддается эмоциям на раз-два. Именно импульсивность героини движет сюжет, причем ее эти бзики начинаешь угадывать уже после первого. Чем строже ей приказывают чего-то не делать, тем больше вероятность, что она сделает.
Причем автор оправдывает это все желанием девочки сделать как лучше — пусть даже тем, кому это «как лучше» не нужно. Потому что — и тут мы ступаем на скользкую дорожку морализаторства, которого в книге много — все вокруг носят Лица, притворяются — но только не Неверфелл. Все вокруг играют роли — но только не Неверфелл.
Неверфелл свободно выражает чувства, и мне интересно, чем занимался Грандибль все те семь лет, что она у него провела. Ну то есть отражать чувства лицом можно и без того, чтобы высказывать вслух, особенно если это касается комплиментов вроде «ваше лицо как булка». Держать язык за зубами за семь лет можно было и научиться.
Но даже если Неверфелл может позволить себе быть непосредственной и действовать импульсивно, то взрослые люди...
Неверфелл сначала носит маску... но обращают на это внимание только в нужных местах, когда сюжет нуждается в пинке. То есть вот вокруг все плетут заговоры, убивают друг друга за просто так... и девочка в маске спокойно заходит по поддельным документам в дом высокопоставленной дамы, и у самой дамы вдруг отключается зрение и чувство самосохранения заодно, и она в упор не видит единственного ребенка в маске среди кандидатов, на минуточку, работать которым придется лицом. Более того, этот ребенок в маске уже встречался ей в доме сыродела и оказал ей большую услугу (может, конечно, по Каверне куча детей в маске бродит, но мне кажется, что все-таки нет).
Плюс тот самый невероятно ценный кусочек сыра, из-за которого, собственно, все и закрутилось, лежит себе спокойно там, где его может достать любой случайно зашедший домой к даме гость...
Желание Максима Чиндерсила взять Неверфелл на пир, где каждое неверное движение может стоить жизни, мягко говоря, вызывает вопросы. Неверфелл не умеет контролировать не только свое лицо, но и свои слова (а уж в этом он убедился сразу же). Увидев того самого человека (тут мог быть спойлер), она бы наверняка выдала себя с головой. Какое-то неожиданное благородство и самопожертвование — но сюжет надо двинуть, а заодно показать быт и нравы подземного мира, так что Неверфелл идет на пир — и точка. Ну и делает то, что от нее ожидается.
К Неверфелл я сочувствием не прониклась. Вообще ни к одному персонажу не испытывала никаких чувств, кроме досады — ну почему вы ведете себя именно так? Чтобы сюжет вывернулся так, как нужно автору?
В общем, в какой-то момент для меня это оказалось слишком. Я, повторюсь, не дочитала, может, далее все это логично разъяснено и объяснено. Но, к сожалению, я не из тех, кто станет дочитывать не слишком интересную для меня книгу с персонажами, которых дергают за ниточки (тут ИМХО, чистое ИМХО, вот такое у меня сложилось впечатление).
Не знаю, возьмусь ли за другие книги автора. Пока разочарована. Ожидала большего.
10611