Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ludo and the Star Horse

Мэри Стюарт

  • Аватар пользователя
    Аноним21 января 2019 г.

    Наивность как оружие

    Что вдруг сподвигло прекрасную Мэри Стюарт написать сказку о Зодиаке для детей, неясно. Повесть содержит «фирменные» приемы писательницы, но получилась довольно блеклой на фоне других произведений.

    В первую очередь здесь прекрасен антураж. Действие происходит во времена Людвига II Баварского, когда волшебство покидало землю. И только безумцам было даровано право чувствовать грань между мирами. Людо – тезка короля, вот так впрямую он наследует не только имя, но и право на путешествие по другую сторону реальности. Стюарт использует мотивы сказки «Двенадцать месяцев», когда герой фактически проходит инициацию смертью, совершая круглогодичное путешествие вслед за Солнцем. Сюда еще добавлен другой фольклорный сюжет о герое (а чаще героине), который отправляется за скромным, но ценным в хозяйстве предметом (здесь – старый конь), и попадает в другой мир, где его выручают доброта, усердие и вежливость. При этом у Стюарт Людо не блещет никакими талантами. Это задавленный бедностью мальчик, не преуспевший ни в каких ремеслах, а только отзывающийся на помощь в нехитрых домашних делах. Его наивность и непосредственность, сочувственная недалекость обезоруживают зодиакальных хозяев Домов и помогают пройти все испытания.

    Зодиакальный путь решен через мотивы греческой мифологии. Не слишком изобретательно, местами довольно скудно. Но писательница оставляет пространство для интригующих мотивировок мифологических персонажей. Иногда Людо выручает просто дата рождения, когда Стреловержец (Аполлон Ликейский), помыкающий откровенно тупыми Близнецами Кастором и Поллуксом, отпускает героя, хотя тот нарушил правила. А вот Телец, живущий в окружении сумасбродного хоровода мелких природных духов, почти неясен. Да и Посейдон, повелевающий по непонятной причине жестокими Рыбами, лишь краткий эпизод. Выбор, который предлагает Скорпион, очень напоминает ситуацию, в которую Змея ставит Маленького принца. Но это вряд ли намеренная аллюзия. И Людо не справляется с испытанием. Он не может решиться на смерть как освобождение от земной оболочки и переход в лучший мир. А потому просто просыпается. Психологически мальчик остается верен тому незатейливому, но трогательном характеру, который показала Стюарт. Но, конечно, хотелось бы больше возвышенности.

    В общей сложности, сказка о самых простых вещах. О доброте, которая превыше страха, а потому Людо приносит воды пугающему Льву. О справедливости, и герой не позволяет Дракону и Сове съесть ягнят из стада Овна. О трудолюбии, пока мальчик неловко напрашивается на помощь Гефесту, чтобы подковать Ренти. О смирении перед выводком будущих аргонавтов у Стрельца-Хирона. В отличие от концовок сказок, Людо в конце не обретает богатства и даже талантов. Только наставление в выборе дальнейшего пути. Если ее читать свежим взглядом, то может быть слишком скучно и непонятно. Но отягощенный знанием античной мифологии разум с удовольствием откликается на намеки и интерпретации.

    9
    422