Рецензия на книгу
Яма
Александр Куприн
Svetlana-LuciaBrinker21 января 2019 г.Учебник порядочности и самоуважения
Нелегко читать такую книгу тому, кто сам вынужден добывать себе на жизнь трудом грязным, неблагодарным, неуважаемым — в моём случае, уходом за больными. Разница невелика: стоя над рвотой, над нечистотами, отступаешь на шаг от себя, находишься мысленно где-то ещё, позволяешь жизни совершить над собой это насилие за небольшие деньги. Точно как купринские проститутки. Но, конечно, Яма — глубже, ужаснее, безнадёжней.
Душераздирающая книга! Тот, кто открывает её, как Мопассана, надеясь познакомиться со странным эпизодом из жизни падших женщин, соблазнительным, шокирующим, но с удовлетворительным финалом, не слишком трагичным или не совсем отнимающим надежду, тот будет тяжко разочарован. «Яма» - полноценное исследование проституции как явления, предоставленное в художественной форме. Причины, толкающие женщину к такому выбору, в том числе и совершенное отсутствие выбора, способы, которыми мыслящее существо заставляет себя каждый день продолжать играть эту роль, болезни, жестокость, презрение, безнадёжность — со всеми этими подробностями придётся познакомиться читателю. «Судьба толкнула их на проституцию, и с тех пор они живут в какой-то странной, феерической, игрушечной жизни, не развиваясь, не обогащаясь опытом, наивные, доверчивые, капризные, не знающие, что скажут и что сделают через полчаса – совсем как дети. Эту светлую и смешную детскость я видел у самых опустившихся, самых старых девок», пишет Куприн. Идеалисту, убеждённому, что стоит увезти женщину из публичного дома, как её жизнь тотчас же исправится, предстоит дать себе отчёт в своих истиных мотивах и осознать настоящие, реальные, неожиданные проблемы такого поступка.
Куприн анализирует и мотивы людей, одновременно легитимирующих — и преследующих проституцию. Это взаимоисключающее поведение иллюстрирует образ «постового-городового», утешающего ребёнка: «И вот... я глядел на эту милую сцену и подумал, что через полчаса этот самый постовой будет в участке бить ногами в лицо и в грудь человека, которого он до сих пор ни разу в жизни не видал и преступление которого для него совсем неизвестно». Это странное когнитивное усилие, позволяющее человеку совершать подлости и всё-таки не считать себя подлецом, - видимо, Куприну не давало покоя. Может быть, об этом «Яма» и написана.
Удивительно, но не получается выделить среди всего ряда «женских образов» в доме Анны Марковны главную героиню. Куприну удалось сделать всех проституток совершенно живыми и достоверными, настолько подробно и интимно описать личную драму каждой из них, что книга не кончается, например, с поступком Жени. А продолжается даже сейчас, отложенная мною. Ужасное чувство сострадания не прерывается в тот момент, когда перевёрнута последняя страница (поэтому становится ясно, почему Куприн посвятил её матерям и юношеству). Да, всякий из нас идёт коротким путём от первых самостоятельных решений через ряд ошибок к смерти, но не каждому достаётся столько физических и душевных страданий, через которые неизбежно проходит проститутка.
«Яма» - манифест против ханжества, демагогии и двойной морали. Мне жаль, что в школьные годы мама отсоветовала мне читать эту книгу (заботясь о моей мифической целомудренности, вероятно). Кто знает, быть может, некоторые поступки и слова, о которых стараешься не думать и не вспоминать, не случились бы и не были бы произнесены. Убеждена, что «Яму» обязательно нужно читать. Чтобы вооружиться против лицемерия и потребительского отношения к себе — девочкам. Чтобы вырасти порядочным человеком, а не мучителем, не подлецом — мальчикам. И наоборот тоже.7621