Рецензия на книгу
Эликсиры сатаны. Игнац Деннер
Э. Т. А. Гофман
Аноним30 июня 2011 г.«Сын грешника должен грешить лишь потому, что он унаследовал греховный организм...»
Поведанная Гофманом история есть не что иное как притча о семи смертных грехах. И эти грехи обретают еще более безобразный облик оттого, что совершаются они руками священнослужителя, монаха…
Гордыня. Первый грех, ворвавшийся в душу молодого монаха и перевернувший с ног на голову весь его внутренний мир. Медард оказался не в силах противостоять упоительному аромату славы. Он произносит блестящие проповеди, народ следует за ним, вторит ему. А сам Медард жадно глотает это поклонение, оно нужно ему как воздух, ведь именно оно возносит его над остальными братьями, облекая в сутану святого, глаголющего истину с церковной кафедры.
Леность. Праздностью и унынием сменяются дни небывалого исступления. Терзаемый страхом и сомнениями Медард мечется в своей келье, то отрекаясь от святых обетов, то яростно читая молитвы.
Зависть. По воле случая повстречав на своем пути слугу графа Викторина, который путает Медарда со своим хозяином, главный герой воспылал огнем безумной зависти, возжелав стать тем, за кого его приняли. Получать, наконец, заслуженные почести, купаться в лучах славы другого человека, ласкать его женщин…
Похоть. Как лавина обрушивается на Медарда жажда плотских утех, изнуряющее вожделение. Он как безумец предается любви с одной женщиной, тайно желая другую.
Гнев. Гнев приходит на смену похоти, подтачивая раздразненное сознание заблудившего в собственных желаниях монаха. Гнев неистовый, яростный, всепоглощающий, овладевающий не только духом, но и телом.
Чревоугодие. В шумном торговом городишке, почувствовав на несколько дней свободу, Медард от души напивается и поглощает многочисленные яства, посещает всевозможные посиделки и увеселительные мероприятия, абсолютно не давая себе отчета в происходящем.
Алчность. И, наконец, жажда наживы овладевает нашим героем, едва он садится за карточный стол. Холодный лик бумажной дамы вдруг оживает и затягивает Медарда в водоворот ставок и выигрышей…
Какие-то из этих грехов проносятся, как мимолетные увлечения, какие-то прочно укореняются в сердце Медарда, подтачивая и разрушая его… Устанавливая в душе заблудшего монаха порочное троевластие – Гнева, Похоти и Гордыни. Но случайно ли самые страшные из семи смертных грехов пускают свои корни под сутаной капуцина?
Автор объясняет всю эту порочную канитель греховной ношей, которая ложится на плечи сына, как наследство от грешника-отца. Иными словами, рожденный в семье сапожника, обречен и сам стать башмачником. И ничто не может прервать эту злополучную нить. Но так ли это на самом деле?
1655