Рецензия на книгу
Письма к брату
Винсент ван Гог
Zenia_krasota13 января 2019 г.К письмам Ван Гога на прилавке в книжном рука моя потянулась еще в октябре. Взяла книжку и думала, стоит ли покупать - это ведь и не книжка вовсе. Так, письма. Да и стоит ли совать нос в чужие письма? Ван Гог явно не рассчитывал, что спустя пару сотен лет его личную переписку с братом будут читать все, кому не лень. Казалось, не совсем этично... Но книжку почему-то никак не могла поставить обратно. С ней в руках я размышляла над покупкой "Гроздьев Гнева"(решила, что познакомлюсь со Стейнбеком сначала в электронном виде), засматривалась на неприлично дорогое издание Фицджеральда и выбирала сестре "Странных детей". И весь нон-фикшн магазина пересмотрела с письмами Ван Гога в руках.
Любопытство взяло верх. По поводу этичности - на страницах своих писем художник неоднократно ответил на этот вопрос. И развеял все сомнения. Но об этом в следующий раз.Сам сборник поделен хронологически на главы, соответствующие периодам из жизни Ван Гога. Читателю дают краткую информацию о том, что в каждый период происходило. Такая себе историческая канва, на которую потом хаотичными стежками ложиться гладь писем.
Начав читать, я поражалась, насколько похожи проблемы и вопросы большинства людей, независимо от времени и обстоятельств, в которых они живут. Видела себя и свои мысли в десятках писем и думала о том, как всю жизнь обычный человек все время ищет одно и то же, и не находит ответа. Независимо от того, кто этот человек - девочка перед ноутбуком, или гений перед холстом.
Позже я начала замечать совсем другое. Формат писем позволил увидеть развитие личности. Личности, которая прожила очень сложную жизнь. Внимательно читая, строчка за строчкой можно наблюдать, как жизненные обстоятельства одни за другими подтачивают психическое здоровье и физическую силу, но никогда силу воли. Меня поразили размышления о работе, творчестве, самоотверженности, даже о собственном душевном расстройстве (!!).
Примерно со второй половины книжки я перестала записывать отдельные цитаты - их было слишком много. Меня вели за собой целые абзацы, отдельные письма и выраженные в них взгляды. Я начала клеить закладки, чтобы всегда можно было к ним вернуться. Вся вторая половина книги пестрит разноцветными корешками.
Одно письмо особенно меня увлекло: это довольно большой на фоне остальных рассказ, в котором Ван Гог описывает, как он обустраивает свой домик. Домик должен был стать не только его пристанищем, но и такой себе штаб-квартирой для вольных художников-импрессионистов. С улыбкой на лице я читала, с какой любовью к деталям человек, очень ограничен в средствах, выбирал мебель, старался экономить, но сделать красиво, был готов много сделать своими руками, выделял лучшие комнаты будущим гостям, оставляя за собой аскетичную мастерскую и спальню. Я опять узнала в словах себя. И описать не могу, как было больно читать письмо о том, как этот, сделанный из ничего, домик у него забирают из-за душевной болезни.
Благодаря письмам, можно узнать Ван Гога. В них я увидела человека, который прожил жизнь, полную бедности и боли, терзал себе упреками и моральными дилеммами, сдерживал нападки от самых важных и самых близких, но при этом оставался наивным, самоотверженным, невероятно целеустремленным. Я увидела личность очень закрытую и самодостаточную, но очень нуждающуюся в искреннем общении и понимании. Личность счастливую, но глубоко несчастную.
Очень сложно было видеть, как жизнь непрерывными ударами делала слог художника все хаотичнее, выживание всё более сложным, а рассудок всё более туманным.
Сборник оставил меня под впечатлением. Не один раз строки сильно задевали во мне что-то слишком личное, чтобы писать в отзыве. Очень советую почитать если не всю книжку, то хотя бы письма из Арля, Сен-Реми и Овера - это последние два года жизни Ван Гога. Это действительно того стоит.
"Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы, как бы торжественно и импозантно ни выглядели последние: человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее"
"Весь вопрос в том, с чего начинаешь - с души или с платья; в том, служит ли форма вешалкой для лент и бантов или средством передачи впечатления и чувств"
"Самопожертвование и стремление жить для других, когда это влечет за собой форменное самоубийство, есть грубая ошибка, поскольку в таком случаеи мы невольно делаем наших ближних убийцами"
"Так вот, я боюсь успеха. Мне страшно подумать о похмелье, ожидающем импрессионистов на следующий день после их победы: а вдруг те дни, которые кажутся нам сейчас такими тяжелыми, станут для нас тогда "добрым старым временем"?"
"У больных, вероятно, следует учиться жить"
"в общем повсюду то же самое: дела идут неважно, выхода нет, люди отчаиваются и, как ты удачно заметил, до такой степени озлобляются от безделья, что не могу спокойной видеть того, что еще не разучился смеяться и работать, и непременно набрасываются на него."3375