Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кукловоды

Роберт Хайнлайн

  • Аватар пользователя
    BromfieldIndued13 января 2019 г.

    По этому роману можно понять, что значит "классика" и почему "мы деградируем" и "раньше было лучше".

    Я не поленился и загуглил – роман был издан впервые в 1951 году, а написан, что логично, раньше. Именно поэтому можно простить все те недостатки, о которых я расскажу, и именно поэтому такой заголовок. С момента "Кукловодов" наш хвалёный кинематограф так и не смог придумать что-то, что могло бы превзойти книгу (!), вышедшую в 1951 году (!!). Ну ладно, может, "Прибытие" может подарить свежий взгляд на тему появления пришельцев, и, простигосподи, наше отечественное "Притяжение", но – опачки! Как минимум один из этих фильмов – очередная экранизация. Поговорим о том, какой кризис в литературе, и книга скоро умрёт?
    Нет, не поговорим. В другой раз. Пока – о книге.
    Сюжет.
    Здесь использованы именно те ходы, которые впоследствии станут классическими.
    а. Члены загадочной тайной организации узнают о высадке пришельцев на Землю, но уже через пару часов на этом месте сооружена бутафорская летающая тарелка и все вокруг делают вид, что это – просто утка.
    b. Загадочный начальник загадочной тайной организации берёт своего чуть менее загадочного сотрудника (главгер) и чуть более загадочную женщину и едет на место событий. Там сооружена слишком подозрительная летающая тарелка, её окружают не менее подозрительные личности, устроившие тут аттракцион. У загадочной женщины срабатывает не менее загадочное чутьё на подозрительных личностей, и так вскрываются первые шаги пришельцев на пути к мировому господству: они паразитируют на людях, изучают нашу психологию и моментально находят способ нас одурачить и, так сказать, оседлать.
    с. Загадочная троица отправляется на приём к президенту, чтобы рассказать о неожиданной угрозе... и президент их вежливо посылает. Ну, потому что мутят воду. Ну, потому что все поверили пришельцам. Ну, потому что троица предложила экстремальные меры, будем честны.
    Кто теперь становится единственным барьером против нашествия?
    В чём здесь плюсы: я не мог остановиться. При всём, что меня царапало, откладывая книгу, я всё равно возвращался к ней и думал о том, что будет дальше. И да, здесь никто не придёт на помощь этой организации, и её предостережения будут игнорироваться до последнего. Несмотря на то, что персонажам здесь уделено несправедливо мало авторского внимания, они (в массе своей) остаются довольно достоверными. В то, что происходит на фоне, очень хочется верить. Но...
    Главные герои.
    ...или пятна на солнце романа.
    Сразу становится понятно, откуда пошла классическая тройка главгеров. Загадочный умник-интригант, тупой солдафон и женщина с крепкой интуицией, с которой у главного главгера обязательно начнётся роман. Такая картинка нарисована для нас на первых страницах (ладно, в первых главах; сам не заметил, как страницы превращаются в главы, потому что читается влёт), совсем другая картинка получается в процессе, а конец вообще куда-то не туда ушёл.
    Когда я закрывал книгу и уходил по делам, я честно пытался вспомнить, как выглядят герои и что они из себя представляют. Итак, Мэри... это загадочная женщина, ага. Она, кажется, рыжая. Ещё несёт периодически какую-то ахинею, кажется, изображает недотрогу, хотя между ней и главгером полыхает пожар. Ага... А главгер? Так, у него есть кодовое имя Сэм. А настоящее – сполйер. А как он выглядит? Блин. Стоп, а Старик как выглядит? Что я вообще о нём знаю кроме того, что он Старик-загадочный-умник-и-интригант? Двойной блин с чаем, пожалуйста...
    А заканчивается всё вообще не пойми чем. Герой-солдафон резко поумнел. Рыжая с капелькой стервозности превратилась в няшу со Страшной (но блин, чертовски интересной!) Тайной В Прошлом. Старик – отдельная песня. Конечно, если натягивать сову на глобус, я могу объяснить эти изменения. Сову только жалко.
    Мир и атмосфера.
    Вот это – главное и неоспоримое достоинство текста. Туда затягивает, несмотря на ненужные псевдоатмосферные детали вроде препарата, который ускоряет / замедляет субъективное время. В этот мир веришь. Веришь в поведение фоновых персонажей, веришь в поведение пришельцев, веришь... в общем, веришь. Я волновался за него, не за героев. За то, как заразу скинут с Земли. За то, как там живётся, в заражённой зоне. За то... да за всё!
    Удивительно, как может сместиться фокус. Но неожиданно приятно.
    В заключение.
    Послевкусие осталось, откровенно говоря, своеобразное. С одной стороны, автор щедро отсыпал на долю людей и матушки-Земли испытаний и всего такого. С другой – я так и не понял, как я отношусь к приключениям героев. То ли им далось всё слишком легко, то ли – тяжёлой ценой. То ли всё слишком неправдоподобно, то ли слишком достоверно. Одно ясно точно, что роман не оставил равнодушным и зацепил, в отличие от бесконечных современных фильмов про пришельцев. И несовременных тоже.
    Рекомендую? Однозначно. Если не боитесь, что картонные персонажи развалятся под вашим критическим взглядом.

    6
    923