Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Snowtrooper8 января 2019 г.Брался за роман с некоторым сомнением. Вроде ж как всё известно, монстр там, молнии, ужасы ужасы....ага, щазззз...
В чем основная проблема современного медийного окружения человека? Фиг от чего спрячешься. И ладно спойлеры всякие, к этому уже можно привыкнуть, но вот это вот мифическое "знание" классики, это знаете ли...Я ведь что знаю о Франкенштейне? Ну монстр такой здоровый, сшил его какой-то безумный ученый из деталей трупов, поднял на платформе в небо и тело молнией долбануло, оно ожило и побежало от людей прятаться, которые его всенепременно хотят поймать и изничтожить за то, что он такой урод. Всё. Да и, согласитесь, многие примерно такое же представление должны иметь с современными-то медийными пространствами окружения?
Что ж теперь могу смело сказать, что один пунктик в списке обязательной к прочтению классики я закрыл. Будем разбираться с засевшими в голове "мифами".
Франкенштейн — это сам создатель монстра (которого и вовсе никак не зовут) и вся история посвящена ему, а не ужасному монстру. А я еще всё гадал чего это роман имеет в названии словосочетание "современный Прометей"? Какой такой огонь монстр людям принес? Чего сделал? Еще раз — это всё не о монстре, прям вот совсем не о нем.
Далее время и место действия. Мне всегда представлялось что это всё происходит где-то в Европе примерно в первой трети XIX века. Неа! Год в романе вообще не обозначен. Имеется только начало в виде 17..и гадайте когда там. По моим личным прикидкам дело происходит примерно в 1780-х годах (еще до Великой французской революции) и герои свободно перемещаются по всей Европе: Швейцария, Англия, Россия, Франция...
Все эти там молнии, горбун Игорь и прочее. Не, не, забудьте. Чистая химия! Так что бойтесь химиков, один из них создал монстра...Собственно сам процесс оживления не описан. Зато детально рассказано как монстр научился говорить и постигал мир.
Вообще, забудьте всё, что вы видели и слышали о Франкенштейне (это не монстр, это не монстр), роман всё равно не будет соответствовать ожиданиям. А я еще думал что готов, посмотрев экранизацию 1910 года...и даже там всё не так.Не могу сказать, что прочитанный роман мне понравился, нет, но и никакого отторжения он не вызывает. Вполне себе обычное, ровное произведение. Зато я закрыл один пунктик в списке классики для чтения.
Сама структура романа мне показалась разбитой на неравные части (хотя этого нет): дневники капитана, нашедшего Франкенштейна; история самого Виктора Франкенштейна; почти рэмбовский (мощнейший конец фильма "Рэмбо. Первая кровь") монолог и рассказ монстра. И вы знаете, я болел за монстра. Он просто хотел любви и дружбы (если верить ему, а верить ему хочется), а вот злобное и тупое человечество как всегда ничего не поняло. А вот Виктора Франкенштейна было не жалко: сам создал и сам убежал от своего творения. Вот только к концу рецензии, наконец-то, понял, почему роман считается супер-классикой и вся научная фантастика преклоняется перед ним: тут вопрос "ответственен ли создатель за своё творение" (чувствуете пошли библейские нотки?) звучит в полный голос и задает тон для последующих двухвековых размышлений.Спасибо Мэри Шелли, спасибо безымянному автору файла fb2, позволившему мне прикоснуться к классике.
P.S. Файл этот имел кучу переносов посередине слова в строке, автозамен слов и опечаток, примечания латыни нигде так и не были показаны. Еще раз убедился, что читать в электронке ну совсем не люблю.
И вот именно это издание от "Азбуки" имеет огромный минус под названием "Послесловие" от неизвестного мне Александра Ефимова. Ужаснейшая чушь, отдающая графоманством ради графоманства.10467