Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июня 2011 г.
    "All those things you saw - do you want me to apologize for that?"
    "No, but we get a taste of that splendour... and then we have to go back."

    Doctor Who


    Сначала я думала, что с мистером Гейманом у нас опять не сложилось, что опять все останется на уровне "да, ничего, но ничего особенного". Но последние главы книги и особенно финал изменили мое отношение к Neverwhere.

    Ричард Мэйхью - ничем особо не примечательный клерк, на рабочем столе которого живут маленькие игрушечные тролли. Он исправно ходит на работу, живет в маленькой квартирке и собирается жениться на девушке по имени Джессика, даже несмотря на то, что они с ней обитают в несколько разных мирах. Однажды Ричард спас истекающую кровью на улицах Лондона девушку, после чего вся его жизнь полетела псу под хвост. Коллеги и родные его забыли, водители такси перестали обращать на него внимания, а его квартиру и вовсе сдали совершенно непонятным людям. Где же искать ответ, как не у той девушки, за которой охотится пара не слишком приятных личностей. А тут еще выясняется, что помимо привычного Лондона существует некий London Below, и там все уже совсем не так и вообще по-другому. Теперь, как никогда, Ричарду хочется вернуться домой.

    Гейман хорош в изображении персонажей и характеров. Колоритные они у него получаются. Что Мистер Вэнсдей в Американских богах , что местные персонажи - одни мистер Вэндемар и мистер Круп чего стоят (а еще у Геймана любовь к слову "мистер" - вспоминается мистер Город из тех же "Американских богов", например). Мир, в который люди попадают через трещины в реальности, пугает и завораживает одновременно. Волей-неволей задумываешься, не провалишься ли ты в такую трещину, и почему кто-то попадает в Нижний Лондон, а кто-то - нет? По какому принципу мироздание вычеркивает из жизни Наверху определенных людей? И что тебя ждет там, с изнаночной стороны обычной жизни?

    Neverwhere - еще один пример того, что новеллизация фильма или сериала может быть полноценным художественным произведением (раньше такой удачный пример мне попался только при прочтении ВПП 08 Хейли). И пусть любимой Геймановской вещью у меня пока так и остался короткий рассказ Feminine Endings, Neverwhere достойно места на книжной полке в каком-нибудь красивом издании в твердой обложке; книга, которую можно будет доставать, открывать в ней любимые места и снова погружаться в атмосферу London Below, пытаясь решить для себя: хочешь ли ты провалиться в трещину в реальности, или привычный устоявшийся мир вокруг победит тягу к неизведанному?

    12
    18