Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним6 января 2019 г.Найти свое место на ярмарке
Сейчас мне очень жаль, что во время чтения этой книги не записывала мысли для будущей рецензии. Я иногда так делаю, когда книга объемная и многогранная, и мыслей, которые не хотелось бы забыть, возникает много. Но вот в этот раз, к сожалению, этого не сделала, книгу дослушала еще в ноябре и кое-что уже, конечно, "потерялось". Так что остается только пройтись по остаточному впечатлению.
Это очень круто, когда книга тебя пугает объемом и предполагаемой тяжеловесностью языка и медленностью развития сюжета, а по факту читается (слушается) очень легко, с интересом и эмоциями. Вот в этот раз у меня было именно так, спасибо Уильяму Теккерею.
Сюжет книги, как многим, без сомнения, известно, строится вокруг жизни двух совершенно непохожих друг на друга девушек - Эмилии и Ребекки. Одна - дочь обеспеченных родителей, хорошенькая, добрая, мягкая и всеми любимая и обласканная. Вторая - сирота, дочь пьяницы-художника и танцовщицы, не слишком красивая и далеко не доброго нрава, уже успевшая многое повидать в жизни и понять, что она далеко не сахар.
У Ребекки есть цель - выбраться из нищеты, занять положение в обществе и получить возможность жить так, как хочется ей. И этой цели она планомерно добивается всеми доступными ей средствами. Она очень рано поняла, что рассчитывать в жизни она может только на себя, у нее нет ни любящих родителей, ни богатых родственников, ни друзей. Она совершенно одна, зато у нее есть ум, целеустремленность и твердый характер. Реалистично оценивая окружающий мир с его законами, Бекки понимает, что ее единственная возможность как-то изменить свою жизнь - удачно выйти замуж. Это единственно возможный социальный лифт для женщины того времени. А раз так - Бекки сделает все возможное, чтобы добиться своего. Но, конечно же, не все и не всегда идет так, как задумано.
Что мне в книге понравилось изначально - что две такие разные героини не делятся на "хорошую" и "плохую". Вся такая милая и воздушная Эмилия вызывает такие же противоречивые чувства, как и расчетливая и жесткая Ребекка. Каждый читатель может выбрать, кто ему ближе или вовсе остаться на "нейтральной полосе". Что касается меня, чаша весов неумолимо склонялась в сторону более живой, обаятельной и интересной Ребекки.
Эмилия раздражала своей пресностью, мягкостью, набожностью, слезами, даже своей безумной любовью к мужу и ребенку (насчет последнего: все бы ничего, но коробит, когда детей прям до такой степени обожают, без конца целуют, обнимают и поливают слезами умиления с утра до вечера). А больше всего - глупостью. Та же Эмилия никогда не видит дальше собственного носа: она будет восхищаться и молиться на ею же самой выдуманный образ никчемного человека, зато, пребывая в своих чувствах, не способна оценить помощь, которую ей оказывают. Героини с подобным качеством меня крайне бесят: мне плохо, я страдаю, я не могу думать ни о чем "земном". В это время кто-то вызовет врача, чтобы ей помочь, кто-то обеспечит лошадей и экипаж, кто-то позаботится о деньгах, одежде, перевозке вещей... Она не задумается о том, откуда все это появилось, ей было некогда, она страдала. Даже позже она не подумает поблагодарить человека, который делал все это и был рядом. Не спросит, на чьи деньги все это было сделано. Она, пожалуй, даже способна сказать, что никто не понимает, как она страдает, раз способны думать о таких пустяках в такое время.
Ребекка же совсем не раздражала своей черствостью, расчетливостью и лицемерием - этого от нее как раз и ждешь и даже в каком-то смысле "приветствуешь", и в какие-то моменты даже восхищаешься, когда ей что-то удается ловко провернуть. Ну вот как мы осуждаем, но при этом восхищаемся какими-нибудь особенно дерзкими мерзавцами. А Ребекка, в общем, ничего особенно ужасного не совершила, чтобы заслужить такое название. Точнее, не сделала ничего такого, чего бы не делали люди высшего света, куда она так стремилась попасть. И если они за это считаются уважаемыми людьми, то почему бы и ей не заслужить в свою очередь уважение, ведь она действовала гораздо более ловко, была умнее и образованнее многих, "сделала себя сама", несмотря на свое происхождение. Да, по ее вине не раз страдали простые люди, о чем нам не раз говорит автор, но спросим, а какой из аристократов хоть раз дал себе труд задуматься об этом?
Так вот, Ребекка раздражала некой противоречивостью своих поступков, нелогичностью. Вроде бы, умная же девушка, а потом вдруг совершает какую-то глупость, которая разрушает то, что она построила. И, что интересно, Ребекка таки способна на бескорыстный порыв, на что-то вроде раскаяния, на неожиданные поступки, вроде того, который она совершила в самом конце. А может, она просто не могла смотреть на глупую ситуацию, которая не один день разворачивалась перед ее глазами, и решила положить ей конец. Я бы не удивилась, если так. Или автору просто понадобилось как-то закончить эту вялотекущую линию, а без Ребекки шансов не было, тоже возможно.
Название книги говорит само за себя, и на страницах романа мы видим бесконечную "ярмарку тщеславия": погоню за титулами, деньгами, выгодными браками, приглашениями на обед в богатые дома, знакомствами с влиятельными людьми. И за всем этим скрывается масса несчастных людей, которые даже себе самим не готовы признаться, что им скучно на этом великосветском обеде, что они ненавидят людей, с которыми нужно вести светские беседы... Но ведь это именно то, чего они добивались годами? Ведь теперь самое время наслаждаться успехом? Ребекка, может, даже оказалась чуть честнее многих из них, она откровенно показала, что она может быть более блестящей, интересной, остроумной светской дамой, чем многие из тех, что были ими с рождения, вот только ей это стало неинтересно...
В романе масса иронии, которая не дает ему быть тяжелым и нудным, как может показаться. Светские обычаи (вот взять даже дурацкий способ "оказывать честь", завозя визитные карточки в дом: объективно смотря, что может быть более глупым, это ведь даже не визит, хотя светские визиты - тоже несусветная чушь. И Теккерей очень классно такие моменты описывает), поступки героев, бытовые зарисовки, диалоги - все подается мастерски и лично мне ни разу не дало повода заскучать. Так что книгу рекомендую.
927,8K