Рецензия на книгу
Черный тюльпан
Александр Дюма
missis-capitanova4 января 2019 г."... Три луковички для Корнелиуса ван Берле..."
"... Пренебрегать цветами — значит оскорблять Бога..."
Очень даже неплохая сказка вышла из-под пера Александра Дюма. Почему именно сказка - объясню под конец. Я бы назвала это произведение light-версией "Графа Монте-Кристо" - уж очень они друг на друга похожи. Одинаковые добрые ребята в центре сюжета, которые никогда и никому не делали зла и которые сами о том не подозревая заимели злейших врагов: один - по любовной линии, а другой - из-за зависти на профессиональном поприще. Те же козни, интриги и доносы. Ложное обвинение в государственной измене и заточение на долгие годы в тюрьме для политических преступников. Такая же абсолютно счастливая и местами нереалистичная развязка. Вот только в отличии от "Графа Монте-Кристо" здесь автор как-то поскромничал с объемом произведения и с количеством задействованных персонажей. Скачав книгу и увидев как мало в ней страниц, я сначала даже решила, что мне досталась неполная версия - ну разве может у Дюма быть 422 странички? :)) Если бы "Черный тюльпан" не был написан позднее, чем "Граф Монте-Кристо", я бы подумала, что это произведение было своеобразной тренировкой перед большой работой...
В этом произведение Александр Дюма в очередной раз демонстрирует читателю как низко может пасть человек в попытках получить желаемое. На какие гадости и подлости способен ради достижения цели. Порой, наблюдая за тем, как Исаак Бокстель из кожи вон лез ради того чтобы заполучить черный тюльпан, я диву давалась - столько времени и столько усилий тратятся на заговоры, интриги, ухищрения и каверзы! Да не лучше ли было бы обратить этот поток неуемной энергии на то, чтобы самому вывести новый сорт этих цветов!? Разве этот путь был легче? Неужели стать доносчиком и вором - это путь наименьшего сопротивления? Ведь даже украв цветок и став в глазах голландских садоводов великим селекционером, даже получив баснословную премию, стал бы Бокстель счастливее? Он бы всю жизнь трясся от страха, опасаясь за то, что кто-то раскроет его тайну! А в это время действительно одаренный Ван Берле смог бы изобрести нечто еще более впечатляющее - вывести новый сорт тюльпанов или каким-то образом видоизменить ранее выведенный сорт... Или если бы, например, общество садоводов сделало бы Бокстелю какой-нибудь заказ? И что оставалась бы делать воришке? Он вроде как и великий цветовод, а выполнить заказ не получается! Поистине, человеческая глупость и алчность не знает границ!
Конечно, главному герою Корнелиусу ван Берле сочувствуешь и сопереживаешь. Местами, правда, его наивность и простота выводили меня из себя. Я понимаю и предполагаю, что действительно человек может быть так увлечен кем-то или чем-то, что не замечает никого вокруг. Но за все время своего пребывания в тюрьме он особо даже не задавался вопросом о том, кто повинен в его аресте, кто сделал на него донос и кто мог знать, кроме него, крестного и прислуги, где лежит пакет с документами?! Возможно, сам будучи честным человеком, Корнелиус и допустить не мог, что кто-то способен на подобный бесчестный поступок, но мне кажется, что за время заточения мысли о том, откуда вьется вся эта веревочка, не могли его не посетить!
Развязка книги кажется слегка наивной и малоправдоподобной. Те доказательства, которыми апеллировала Роза чтобы убедить ван Систенса и Вильгельма Оранского в том, что именно ван Берле является истинным творцом черного тюльпана, особо-то ничего и не доказывают. Ну была у нее третья луковица и что? Она ведь запросто могла ее украсть, а Бокстель (как якобы создатель) мог и не знать об этом. Он утверждал, что луковица находится у него дома в Дордрехте и мог бы быть в этом полностью уверен - он уехал в Гаарлем, а Роза забралась к нему, украла саженец и приехала в Гаарлем за ним следом... Я бы на их месте уничтожила бы черный тюльпан и заставила претендентов на авторство заново вырастить его под неусыпным взором комиссии.
Да и вообще, если судить по ситуации с братьями де Витта, принц Оранский не производит впечатления человека, склонного признавать собственные ошибки. В случае с де Витта он тоже знал, что был не совсем прав и тем не менее, решил убрать их с дороги. И не просто убрать, а весьма и весьма кровавым способом. Та с чего же ему идти на попятную и признавать, что осудил их племянника незаконно?
Именно на основании всего этого я и утверждаю, что у Александра Дюма получилась весьма и весьма неплохая сказка. Наивная, добрая и позволяющая поверить в то, что в любой житейской ситуации виновные будут наказаны, справедливость восторжествует, а униженные и оскорбленные - восстановлены в своих правах. Хотелось бы чтобы все было именно так...
P.S. А черный тюльпан - действительно шикарный цветок! :) Тут я отчасти понимаю тот восторг и обожание, который испытывал к нему наш главный герой! :)
501,6K