Рецензия на книгу
Пятый персонаж
Робертсон Дэвис
Аноним3 января 2019 г.Кто Вы на сцене этой жизни?
«... в постоянной оперной труппе нашего, европейского образца непременно должна быть примадонна – всегда сопрано, всегда главная героиня и зачастую дура, а также тенор, исполняющий роль ее возлюбленного; затем должна быть контральто – соперница героини, или колдунья, или что-нибудь еще в этом роде, и бас – злодей или соперник тенора. Все это очень мило, однако для построения сюжета необходим еще один актер, обычно баритон; на профессиональном жаргоне его называют Пятым персонажем, в отличие от тех четверых он непарный. Без Пятого персонажа не обойтись, это он расскажет герою тайну его рождения, это он поможет впавшей в отчаяние героине или спасет от голода отшельницу, а может даже стать причиной чьей-либо смерти, если так требуется по сюжету. Примадонна и тенор, контральто и бас получают на свою долю лучшие арии и блистательные деяния, но без Пятого персонажа сюжет не построишь! Это хорошая роль, пусть и не слишком эффектная, и карьера тех, кто ее играет, бывает долговечнее самых золотых голосов. Так может быть, вы – Пятый персонаж? Вам нужно разобраться с этим вопросом.»Если бы мне пришлось выбирать слово, которое охарактеризует весь роман, я бы взяла «иронию».
В чем заключается сюжет. Старый и довольно оригинальный учитель уходит на пенсию, и по этому поводу в местной газетёнке «Хроника колледжа» выходит заметка, в которой он выглядит ничего не добившимся чудаком. Эта информация, довольно болезненная на заре активной жизни, мотивирует его на написание письма-автобиографии.
Он знает, что мало кто даст ему «ведущую партию», но боится быть забытым, поэтому берет на себя роль, поднимающую его в собственных глазах гораздо выше... он становится тем, кто направляет судьбу и создает драму там, где могла быть пустота. Не зря он выбрал профессией преподавание истории, а хобби — агиографию (изучение жития святых): есть что-то в его натуре, заставляющее всегда делать выбор в пользу прошлого. Мастер сопоставления причинно-следственных связей стародавних происшествий, он начинает повествование со снежка и этим судьбоносным снежком всё и заканчивает. В течение шестидесяти лет, отделяющих эти события, он влиял на историю своих выдающихся друзей, знал себя и был непревзойденным психологом, не используя, однако, этот дар непосредственно, жил духовной жизнью, которую среднему человеку тяжело и представить, разговаривал с Дьяволом и даже поймал его за нос... Уже малость неправдоподобно, не находите? Дальше — интересней.
Что представляет собой его легенда в целом? Почему всех так огорчает финал? Может, это глупо, но мне кажется, что так и было задумано. Не смотри на текст, смотри на человека, который его написал. Мы видим много стремлений и надежд, крушение которых наш герой старательно оправдывает. Сначала это получается легко и естественно, но потом ему приходится всё больше выдумывать. Данстан Рамзи абсолютно не сделал карьеры, не построил семьи, не сколотил капитал, несмотря на помощь невероятно богатых знакомых, и до старости лет продолжал витать в облаках. Чем можно адекватно это объяснить?! К концу книги всё становится очень неправдоподобным.Покажу в действии, как он собирает пазл своих убеждений. Самой интересной темой в этом произведении для меня было исследование психологии религии, которому главный герой посвящал всё свободное время. Почему люди верят в чудеса? Кто те святые, которым они поклоняются? Целью поиска была Мадонна, которая привиделась ему на поле боя, в ней были все ответы... Годы шли, и в какой-то момент он понял, что и эта цель для него недостижима, и "случайно нашел" на выставке то, что искал. Конечно же, ни в каких каталогах эта Мадонна не значится, а фотографировать там не разрешали, поэтому доказательств у него нет... но он сделал выводы... которые слово в слово соответствовали тому, что говорили ему еще в самом начале люди, этим вопросом никогда не занимающиеся. Капитуляция? Рамзи не в силах это признать, поэтому с завидной периодичностью упоминает свои труды в этой области, которые ему самому ничего не принесли, но доказывают, что он не совсем дилетант.
Последнее, что нередко вызывает недоумение, — почему он пишет именно директору. На это можно задать встречный вопрос: почему легче исповедаться незнакомцу на улице или в баре? Директор колледжа — человек, с которым его не связывают дружеские отношения, у него нет фактов, подтверждающих и опровергающих то, о чем историк собирался рассказать, и его мнение в любом случае не сможет больно ранить или задеть. Плюс, условия его назначения давали Данстону Рамзи моральное право смотреть на него свысока, даже с некоторым презрением: пришел на всё готовенькое, когда кризис миновал; а тот факт, что он начальник, а не рядовой сотрудник, придает этой исповеди какой-то смысл.
Как оценить это произведение? При всей его скучности, общая задумка необычная. Здесь каждый читатель найдет себе то, в чем его обломают. Уже заинтересовались? Тогда смело беритесь за чтение, может, именно Вас затянет в этот серый мир маленьких людей, которые видят себя Пятыми персонажами в драмах чужих жизней.
Содержит спойлеры713,5K