Рецензия на книгу
Good Omens: The Nice and Accurate Prophecies of Agnes Nutter, Witch
Нил Гейман, Терри Пратчетт
Аноним24 декабря 2018 г.Между адом и раем
Как приемчиками массовой культуры посмеяться над массовой культурой? Ответ здесь. Всё, что у Терри Пратчетта казалось натянутым юмором, Нил Гейман сдабривает своей эрудицией и влюбленностью в мифологию. И получился роман «Благие знамения», из которого торчат уши обоих британцев, но тушка общая.
Роман как сатирический анекдот в до-толерантную эпоху, где авторы не боятся обидеть ни бога, ни черта. Но с уважением относятся ко всему, что касается веры. Пратчетт и Гейман исповедуют силу человеческой веры и фантазии как твердой валюты для выживания в мире пошлости, скуки, потребительства и слепоты. За тысячелетия люди уже столько всего напридумывали, что остается только виртуозно этим пользоваться, слагая и спрягая в изощренных комбинациях и поверяя всё это гаджетами своих современников. Текст складывается из парафразов, пародий, скрытых цитат и авторской язвительной интенции. Она прорывается в самых нескромных местах и совсем не у тех персонажей, от которых подобного ожидаешь. А как же иначе, если в юмористический котел беззаботно накрошены ангелы и демоны, Антихрист и детвора, ведьмоловы и американские военные. И все это в общем бульоне – подготовке к Армагеддону.
Только фабулы в романе почти нет. И она предсказуема. Ведь если такие харизматичные и непутевые посланцы небес и ада как Азирафаэль и Кроули решили предотвратить конец света, по-другому быть не может, как бы авторы не нагоняли саркастического саспенса. В плане композиции первую скрипку играет Пратчетт, который всегда придумывал какой-нибудь апокалиптический экшн, а потом, как рождественскую ель, украшал его миниатюрами из жизни побочных и ничего не значащих для сюжета персонажей. Но у каждого обывателя, выгуливающего собаку, есть в этом ряду своё идейно примятое углубленьице. Пратчетт не уставал смеяться над ограниченными умами, социальными шорами и патетикой законного пребывания в человеческом сообществе.
Самое эффектное, что в макабрическом карнавале всё милое, наивное, непосредственное уютно себя чувствует. Для разных чудаков и маргиналов наступает звездный час, потому что они не отказались от мечтаний. Ньют, Шедвелл, Анафема Гаджет, мадам Трейси даже интереснее любовно созданных Кроули и Азирафаэля. Придумав нарушающих все каноны демона и ангела, Пратчетт и Гейман не нашли для них решающей роли в сюжете, практически позабыв на треть книги. Но это всё тоже часть идеи о том, что главная сила – это человеческая фантазия. И только великий Смерть, однажды созданный Пратчеттом, пришел и сюда из Плоского мира. И, как выясняется, не всадником Апокалипсиса. Сколько бы Рай и Ад не мерялись силами, Смерть вне их пределов и границ вечности. Тут, похоже, даже геймановские Endless будут попроще.
У мира не должно быть конца, иначе тогда сами понятия добра и зла станут бессмысленными. И его смысл не в противостоянии праведности и греховности, а в игре. И главными «решалами» у писателей становятся именно дети. Они могут на ходу менять правила, но не изменят одного закона – дружбы, братства. Надо ли им решить какую-нибудь очередную взрослую иррациональную задачу или поделить весь мир. Ведь только то, что они считают серьезным – важно. Остальное шуточки двух британских фантазеров.
13965