Рецензия на книгу
Не оглядываясь
Мария Галина
Аноним22 декабря 2018 г.Оставь надежду
что с нами делает время
мнет корежит
и ты уже никому не нужен
потом куда-то сложит
и до свиданья
"Все о Лизе" Мария ГалинаЕй уже никому ничего не надо доказывать, Для того, чтобы утвердить за Марией Галиной пожизненный статус метрессы, мне хватило бы "Малой Глуши"и "Медведок". Вполовину так не полюбила "Не оглядываясь". Внешне все то же: стилистически безупречная проза Галиной, та же, что в любимых вещах; несколько утрированная авторская отстраненность и надстояние; довольно сложная философия с опорой на дохристианское, доязыческое - более глубинное, хтоническое, биологическое, симбиотическое понимание жизни. Однако за внешним благополучием ни с одним из рассказов сборника не удалось ощутить биения живого нерва, интереса к герою и событиям, которое составляет львиную долю читательской вовлеченности в процесс.
Хотя этого рода материи тонки, темны и подвержены многим влияниям. Отчего не предположить, что книга пришла ко мне не в самое подходящее время, а значит нужно сохранить о ней, по возможности более беспристрастное впечатление, чтобы было к чему вернуться. Рассказы сборника объединены в три группы: О людях, Не совсем о людях и Странные истории. Открывает первый кластер новелла о нашедших друг друга в интернете по кодовому слову "сажальный камень" (реалия из "Заповедника гоблинов" Саймака) мужчине и женщине. Простая грустная житейская история о том, как привычное состояние противится любым переменам статуса-кво, даже если они обещают стать переменами к лучшему. Или о том, как в нашем мире, неузнанные людьми и забывшие о том, кто они и откуда, действуют ангелы - чтобы он совсем уж не ухнул в тартарары. И демоны (чтобы жизнь малиной не казалась).
Красивые молодые люди - мальчишка на курорте с родителями страдает от их физического и статусного несовершенства, страстно хочет произвести впечатление на "чужого мальчика", такого раскованного и свободного; придумывает, что вон та красивая женщина и ее удивительный спутник. от которого веет силой и уверенностью - его настоящие родители. А на деле у всех свои беды и проблемы, на фоне которых его глупая неуверенность - предел мечтаний. Привет, старик, - новогодний рассказ о "покаянном" визите Деда Мороза к одинокому, скучному. никому не нужному мужичку: это я виноват, что жизнь твоя не удалась. Помнишь, в детстве ты хотел телескоп, а отец положил под елку конструктор, о котором мечтал, да так и не получил в собственном детстве? Поймет ли герой, а с ним и мы, что такая уж скотинка человек, которой сколько ни дай - все не угодишь?
Вторая группа, Не совсем о людях, три рассказа, которые трудно классифицировать: социальная фантастика, НФ, соединение того и другого? Поводырь любезная сердцу Галиной-ихтиолога тема симбиоза, перерастающая в рассказ о социуме. отвергающем все непривычное с неожиданным: кому верить? - финалом. Не оглядываясь: титульный рассказ показался наименее вразумительным и до невозможности вторичным, да простят меня поклонники писательницы. Литературные игрища с привлечением муравейника в качестве метафоры - чтобы решиться затронуть эту тему после "Пикника на обочине" и "Жука в муравейнике" Стругацких, рассказа священника в "Гиперионе" Симмонса и "Под куполом" Кинга, нужно чтобы тема была настоящей бомбой. Тут не вышло. Андроиды круглого стола немногим лучше, однако почти так же маловразумительны и куда более многословны.
Четыре рассказа третьей части Странные истории самый сильный разброс впечатлений. История второго брата - неуклюжая компиляция классических сказочных сюжетов. Приятная стилизация под Сапковского Ганка и ее эльф воспринимается лучше и производит впечатление куда более самостоятельного произведения. Новелла В поисках Анастасии это одновременно привет Агате Кристи и возвращение в город, "Автохтонов", кто любит роман, рекомендую, я тоже прочла "В поисках..." с удовольствием, хотя не самая большая его поклонница.
И, наконец, завершающая повесть Дагор, совершенно лавкрафтианская и говардианская по антуражу и галинская по духу. Снова симбиоз и симбионты, но теперь под другим углом, даже не так - под многими другими углами. Достоинство прозы Марии Галиной не в последнюю очередь в осовременивании, переводе на актуальный язык, наполнении новым смыслом нечитаемой в принципе лавкрафтианы и изрядно устаревшей романтики Говарда. Финальная новелла интересная, непростая и по-настоящему захватывающая - жемчужина сборника. Резюмируя: мастер всегда мастер.
23580