Рецензия на книгу
Как роман
Даниэль Пеннак
Flicker22 декабря 2018 г.Отлично, превосходно, потрясающе!!!
Именно такими оказались мои первые впечатления от книги.
Вопрос о том, как заставить читать подрастающее поколение, уже не один десяток лет бередит сердца тех, у кого есть дети. На что только не идут взрослые, чтобы их ребенок держал в руках книгу хотя бы раз в недельку, забывая в этой погоне весьма важное правило
обычно всего вернее и быстрее добиваются того, чего вовсе не спешат добитьсяДаниэль Пеннак, сам являясь педагогом, не распинает нерадивых воспитателей за их неправильный подход в таком тонком деле, как обучение любви к чтению. Он так же не начинает долгих и красивых рассуждений о психологии ребенка. Его эссе "Как роман", объемом 160 страниц, повествует лишь об одном единственном методе по прививанию любви к книгам и нет во всей работе автора ни единого слова, которое можно было бы выкинуть из содержания.
В данном произведении настолько все четко и ясно описано, что остается загадкой почему взрослые, особенно те, кто положительно относится к чтению, не применяют тех же методик, что были применены к ним самим в те времена, когда они были маленькими. Этот парадокс можно объяснить тем, насколько мало времени теперь родители проводят со своими детьми. Взрослые очень устают на работе и у многих уже не остается сил для чтения сказки перед сном. И если кто-то из детей уже умеет худо-бедно читать, то нет ничего более заманчивого, чтобы переложить на него ответственность за вечернее чтение. Именно тогда юный любитель книг становится ярым их противником.
Свою лепту вносит и школа.
Роль школы всегда и везде сводится к тому, чтобы обучить приемам, натаскать в комментировании и, уничтожив непосредственную радость чтения, затруднить доступ к книге. Похоже, на все века и для всех широт решено и подписано, что в школьной программе нет места удовольствиюВозможно, странно читать такое у автора-педагога. Однако, он прав. И виной тому чаще бывают не учителя, а школьная программа, которая постоянно требует от учителя придерживаться некой программы, невзирая на суровую действительность.
Но несмотря на все попытки школы отучить детей любить книги, впервые это делают сами родители. Требуя от ребенка безупречного чтения, требуя от него сиюминутного понимания прочитанного, требуя читать больше или быстрее, чем это может начинающий читатель, требуя, требуя, требуя... Так чтение переходит из статуса "развлечение и удовольствие" к статусу "необходимость и мера наказания".При чтении эссе Пеннака я часто вспоминала свое детство. Мне, наверное, повезло, потому что я помню себя в возрасте 9 лет, когда мой папа читал для меня вслух мой любимый комикс. Это было похоже на просмотр мультфильма. Папа читает, я смотрю картинки, и вся история красиво и складно, без особых усилий с моей стороны, без муки и боли, разворачивается перед внутренним взором во всей красе. В такие момента чтение действительно сродни волшебству.
Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом.25596