Рецензия на книгу
Сова
Самюэль Бьорк
Аноним20 декабря 2018 г.Премия за худший детектив века достается... (спойлер: читателям достается еще больше)
Мой книжный проект начался неудачно: первые две книги были хуже некуда, а третья вообще никуда не годная. В надежде на то, что Норвегия не подведет, я взялась за четвертую книгу в моем списке и… в общем, то, что я больше не горю желанием учить норвежский, стало ясно уже на 50-й странице.
Почему-то в книгах скандинавских авторов, которые я читала, персонажи всегда в депрессии, на грани суицида, постоянно бухают и ширяются наркотой. Убийства абсолютно всегда театральные. Словом, тот еще не вызывающий доверия набор.
И «Сова» - не исключение, увы. Начинается все интересно, маленькая девочка-сирота выбирается ночью из постели и следует в лес, где застает своего брата в крайне странном обличье совы и с мертвой крысой в зубах. «О! – подумала я. – Это уж точно будет круто!».
Но не тут-то было.
Много лет спустя совершено ритуальное преступление (жертва найдена на "подушке" из совиных перьев, окруженная свечами), и за дело берутся какие-то невразумительно тупые полицейские, с кучей родственников с одинаковыми именами, в которых я сразу же запуталась. Ок. Выпутываемся и едем дальше. Что мы имеем? Некая выдающаяся сотрудница полиции, отстраненная от работы из-за трагического инцидента в прошлом (как оригинально), безуспешно посещающая психотерапевта, которого считает идиотом, и – бинго! – решающая покончить с собой при помощи пары-тройки пузырьков таблеток. Но тут на сцену вырывается главный полицейский, спасает женщину от самоубийства и призывает принять участие в расследовании ритуального убийства (и откуда ж берутся такие авторы-оригиналы!).
Чем дальше, тем лучше.
Персонажи (те, которые постоянно в пьяной отключке) ничего не понимают, поэтому другие персонажи (которые чуть более адекватны и потому не особо интересны для развития сюжета) вынуждены постоянно (постоянно, я сказала!) повторять, уточнять и разжевывать детали преступления. К сотой странице одни и те же повторяющиеся предложения начали вызывать у меня нервный тик. Абсолютно каждый герой, появляющийся на страницах «Совы», считает своим долгом 5-10 раз переспросить, что нашли на месте преступления, а потом еще столько же раз пересказать это другим героям, которые, в свою очередь, ничего не понимают и переспрашивают.
Крепитесь!
Диалоги в книге просто уникальны. Я даже думала делать скрины страниц, а потом процитировать в рецензии, но устала это делать, ибо можно скринить буквально каждую страницу. Приведу пример (сокращу только авторскую речь, оставлю сам диалог):
- Это…
- Что, Людвиг?
- Лучше бы он сам это сказал.
- О чем?
- Мы получили списки час назад.
- Какие списки?
- Сотрудников.
- О черт.
- Что там такое?
- Рольф Люке.
- Кто на фиг такой этот Рольф Люке?
- Сожитель Марианне.
- Какой Марианне?
- Марианне Мунк.
- Его бывшей жены?
- Ага. Друг Марианне Мунк. Рольф Люке. Он работает там учителем.
- Вот черт.
- Это точно.
Восхитительно. Даже Донцова и та пишет более оригинальные диалоги. И увы, практически все диалоги такие.
Вот еще прекрасный кусок. Не могу не.
- Вот
- Вот дерьмо.
- О чем и речь.
- Я понял.
- Я должна кое-что узнать.
- О чем?
- В этом есть какой-то смысл, так ведь?
- О чем ты?
- Я имею в виду, это же не случайно? Как расставлены эти свечи?
- О, нет-нет, это пентаграмма, да, для тех, кто считает ее важной, это…
- Так что это означает?
- Ты про что?
- Символ? Эти точки?
- Пентаграмма?
- Да.
В какой-то момент мне надоело читать одно и то же, и я перелистнула 100 страниц. 100, КАРЛ! И что бы вы думали? Там все то же самое, те же детали преступления, ничего нового.
Развязка оригинальна просто до слез. Если дочитаете до нее, сразу вспомните один фильм с точь-в-точь такой же развязкой.
Общее впечатление от «Совы» такое: кажется, будто какой-то школьник решил написать свою первую книгу. Я тоже в детстве «книги» писала, мама любила над ними ржать до слез. Говорила, что в моих историях нет никакой логики, никаких причинно-следственных связей. Надо предложить ей «Сову», мои детские творческие потуги показались бы ей гением литературы.
«Сова» - самый тупой детектив из всех, что я когда-либо читала.
12516