Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Яд Минувшего. Часть 2

Вера Камша

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2018 г.

    Оставьте мне как хорошо

    Вторую часть «Яда минувшего», второго тома «Зимнего Излома» следовало писать и читать ради грандиозного финала. Героев кучками разбросало по миру «Отблесков Этерны», где они сварливо выясняют свои отношения.

    Мелкие дрязги, издевки, доведенные до состояния шарманки оценки персонажей – Вера Каммша, что же такое происходит! Конечно, ее неподражаемая писательская манера затягивает в лабиринт этих искусных диалогов, в которых произносится меньше, чем подразумевается. Несмотря на искрящееся совершенство (не обязательно с позитивным знаком) всех и вся, детализированную бытовую обстановку, начинаешь путаться, кто кому друг и враг, где какая война идет. И зачем вообще все здорово сегодня собрались… Читательская инерция заставляет бежать дальше, проглатывая, конечно же, важные для тонкой авторской интенции дуэли победителей и плененных, копошение в законах и пародийно-пасторальные любовные сценки. Камша показывается себя знатоком всех тайных помыслов и глобальных замыслов, а потому даже невнятное или не запоминающееся не кажется особенно скучным. Просто выбирай на вкус – интересно ли тебе пить вместе с Валме у Марианны или следить, как Луиза играет с Эйвоном в великовозрастную страсть.

    Так вот, финал. Писательница порой забывает о мистической стороне своей эпопеи, потому что историко-авантюрная часть получается у нее без лишнего пафоса виртуозной. Но потусторонне-страшно-ироническая тоже. В гибели целого замка за прошлые грехи хозяев ничего ироничного нет, но зато великолепно передан хтонический ужас. Оживающие камни, которые бегут с насиженных веками мест, оставляя после себя пропасть – картина масштабная, трагическая. И удачен прием. Ведь все события подаются глазами одного из героев, а столь масштабное событие, где один за другим персонажи сходят со сцены, невозможно было бы описать со стороны. И это всё оказывается мнимым сном Давенпорта. Трагизм и безысходность подчеркнуты тем, что благородный офицер может только наблюдать, но ничем не может помочь. До сих пор обидно, что трудно складывается с экранизациями «Отблесков Этерны». Да, это был бы роскошный телевизионный проект. И дорогой.

    Насколько дорогой, можно судить не только по обилию персоналий и локаций, но и проработанности мира. Каждый виток заканчивается обширным псевдоисследованием. Марина Ивановская имитирует научно-популярные очерки, посвященные верованиям, истории кэртианских родов и прочему. В этой части много рассказывается о костюмах. И хотя создатели подчеркивают, что этот мир ничего общего не имеет с нашим, как и в случае с религией, история костюма полностью наследует европейским цивилизационно-поступательным и национальным традициям. Благодаря иллюстрациям можно даже соотнести каждое государство или земли в составе Талига-Талигойи с Европой. Это даже придает особой пикантности характерам основных героев, потому что за каждой традицией стоит и знакомый читателям земной опыт.

    11
    274