Рецензия на книгу
Интервью с вампиром
Энн Райс
Аноним16 июня 2011 г.Я много слышала о "Вампирской хронике" Энн Райс, в том числе в сравнении с "Сумеречной сагой" Майер. Сравнение обычно было не в пользу последней. Слышала, что Райс, можно сказать, возродила вампирский жанр, а все, что было создано позднее - просто ее бледные копии. Читала множество восторженных отзывов на ЛайфЛибе. И конечно же, смотрела нашумевший фильм с Брэдом Питтом, Томом Крузом,Кирстен Данст и Антонио Бандэросом.
А вот теперь после всех этих слухов, фильма и более чем 2-х годичного отдыха от вампиров, я прочла первую книгу серии - "Интервью с вампиром"... и разочаровалась.Нет, книга совсем не плоха. Разумом я понимаю, что стиль, язык, атмосфера, созданная в романе, превосходят простенькие "Сумерки", что созданный Райс образ вампира гораздо ближе к нашим классическим представлениям, чем образ инфантильного Эдварда, что многие идеи очевидно были взяты Майер из "Хроник" и адаптированы для своей "Саги" (вампиры не стареют, обладают сверхчеловеческой силой и быстротой, сборище франзузских вампиров, которым прислуживали люди, очевидно напоминает клан Вольтури и т.п.). Но при всем при этом, ощущения говорят мне совсем о другом. "Сумерки" меня захватили, несмотря на простоту, очевидную подростковость, идеализированный, нереальный (если это слово вообще здесь применимо) образ вампиров, а вот "Хроники" показались пресными и местами отталкивающими.
Динамики в сюжете книги почти нет. Несмотря на то, что книга охватывает большой временной пласт, все события кажутся какими-то незначительными на фоне постоянных, описанных в одних и тех же выражениях душевных стенаниях Луи. Идея-то в общем понятна: показать безысходный конфликт звериной природы вампира (он по определению может нести только зло) и его старадающей души, его необъятное вечное одиночество, его стемление познать себя. Но эта мысль доносится автором до читателя с такой настойчивостью, что постепенно набивает оскомину. Все как будто зациклилось: Луи с кем-то ссорится, переживает, бродит по улицам или кладбищу, мучает себя, не выдерживает и убивает случайного прохожего, и опять мучается.... И так до бесконечности. Попытки разбавить сюжет яркими эпизодами, такими как смерть Лестата или театр вампиров, как-то теряются на фоне общей картины, кажутся незаконченными и иногда не совсем логичными.
Кроме этого, у меня при чтении было ощущение, что автор постоянно балансирует между хоррором и фикшном и никак не может выбрать, в каком же все-таки жанре и стиле должен быть написан ее роман. В пользу первого говорят образы мрачных, диких, звероподобных вампиров, регулярно повторяющиеся сцены изощренных убийств, восставшие мертвецы, отвратительне фрески на стенах, ночь, как фон всего романа. В пользу второго - любовные линии в романе, чувственные переживания героев, приключенческие эпизоды. Вот эта "междужанровость" не понравилась мне больше всего, показалась какой-то вымученной и неестественной. "Сумерки" в этом плане, хотя и бледнее, но явно законченнее.
Это лишь мое первое впечатление от знакомства с творчеством Энн Райс. Вполне возможно, что я вернусь к "Хроникам" позднее и по-другому посмотрю на них. Но пока все так как есть.
30143