Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В. Э. Мейерхольд. Переписка

Всеволод Мейерхольд

  • Аватар пользователя
    Аноним10 декабря 2018 г.

    Мейерхольд работающий...

    Мейерхольд-А.Н.Тихонову,ноябрь 1901:-Я страшно жил.Думаю,так страшно живет все современное человечество.Разве не страшно-желать,мечтать,создавать для того, чтобы в один злосчастный день все ваше здание рушилось под ударами Судьбы, всесильной как смерть.
    .А.Н.Тихонову,декабрь 1901:-Вы любите Тетмайера, Бодлера,значит,любите истину,красоту.Вдохновляйтесь!Плачьте!Смейтесь!Все непосредственно!Все под гипнозом!
    Не надо разумных исканий,рассудочных,сухих.
    ..-А.П.Чехову,декабрь 1901:-Хотелось бы кому-нибудь молиться,чтобы Вы были здоровы,совсем здоровы,бодры,веселы.Тем,кто обожает Ваше творчество,такая молитва нужна,нужна...С Вами легче жить...Вы внушаете веру в лучшее будущее и заставляете терпеть.Пускай другие меняют свои увлечения художниками,как пиджаки,тысячи таких,как я,останутся верными Вам,Антон Павлович,навсегда.

    • К.С.Станиславскому:-Вся труппа знает о том,что Вы 1-го января с.г.в театре в беседе с некоторыми членами труппы говорили, что я

    1."интриган",которого надо выгнать вон
    2.что я посадил в зрительном зале лиц,ошикавших пьесу Вл.Ив.Немировича-Данченко
    3.что у Вас есть какое-то доказательство в виде каких-то писем...
    4.что я "подкапываюсь"поддело,в котором служу.
    Покорнейше прошу Вас подтвердить эти оскорбления,повторив их мне прямо в глаза коротким ответом "да,обвиняю" или "нет,не обвиняю". Вы обязаны назвать мне фамилии написавших эти письма. Если Вы хотите их скрыть,Вы берете ответственность на себя.Отлично знаю,что Ваше мнение вне искусства не всегда Ваше..поэтому счеты свои буду сводить не с Вами,а с теми,кто побудил Вас думать обо мне так,а не иначе.
    Для выяснения истины я не остановлюсь ни перед чем.
    -К.М.Бабанину,июль 1904:-Задумал перебраться в Москву.На устройство там театра-я хочу основать Новый театр-нужны деньги.У меня же личных средств нет.Деньги мои- моя энергия,инициатива,знания,искусство. Крохи рублей,какие были,ухлопал на идеализм в провинции.
    Театр с совершенно новым репертуаром,театр Метерлинка,Д,Аннунцио,Пшибышевского-найдет для себя публику.О риске не может быть и речи. "Театр фантазии",театр как реакция против натурализма,театр условностей даже, но театр Духа. Какая красивая задача!
    ...-К.С.Станиславскому,апрель 1905:-Дорогой Константин Сергеевич!Вы удивляетесь,что не пишу Вам...Виноват.Приехал в Николаев,начал работу и ушел в нее без остатка.Большая моя вина в том,что не умею раздваиваться. Каждодневные репетиции,каждодневные спектакли...Прошу Вас не гневаться на меня за мое неумение беречь свои силы,не умея отдавать их двум делам понемногу.
    ...июль 1905:-Иные пьесы надо анализировать,иные импровизировать.Я за большее количество репетиций....Надо поступать так,чтобы в поступке твоем сквозила надежда...Все Ваши замечания о Метерлинке приняты с глубокой благодарностью...
    Мейерхольд-В.Я.Брюсову,сентябрь 1905:- ...молю подправить нам текст ремизовского перевода...Обаяние Ваших слов все еще витает в стенах нашего Храма.
    ...январь 1906:- Говорил Максим Горький:...что окружающие его литераторы утомляют душу...посоветовал привлечь Куприна и только.Врезались его слова:-В скудной России и существует только искусство, мы здесь ее правительство,мы должны властно господствовать,наш театр должен быть осуществлен в огромном масштабе.Это должен быть театр-клуб,который объединит все литературные фракции...
    В пользу театрального фонда хотим устроить концерт.Разрешите ли читать Ваши стихи из последней книги?А,может быть,примите участие в вечере?
    В.Мейерхольд-О.М.Мейерхольд,31 января 1906:-Этот год для меня -одна из ступенек кверху. Работал в макетной. Работа с художниками,которые помогают сознать несознанное,и душа порождает новый мир...Потом-московская революция.Меня влекло на улицу в часы,когда все люди прятались.Не опасность влекла...желание видеть преображенный мир.В душе от страшной недели осталось что-то такое,что даст силы почувствовать потом.Душа созидающего художника так содрогалась!И никто не замечал,никто не знает.После всего,чем я жил там,душа моя как сосуд,полный живительной влаги.Теперь я задыхаюсь от полноты...
    март 1906:-Провинциальная публика не хочет знать ничего.кроме сенсационных новинок...Надо иметь две труппы:одну для каждодневного репертуара,другую-для будущей работы.Одна и та же труппа не может играть то и другое.Я стою за индивидуализацию актеров.Только вначале актер должен играть все..потом он должен специализироваться.
    из г.Витебска,16 сентября 1906:...Смуглая моя,черноглазая Олюшка..скажу,в каких я здесь бываю плоскостях.Внешне : всегда немного школьничаю, без причины хохочу,смешу,подмечая кошмар всевозможных случайностей, раскрываю курьезы свой наблюдательностью,ловлю всякую ерунду и сумму мелочей жизни синтезирую,указываю,как все случайно,смешно и не нужно. Весел,когда спускаюсь на землю,потому что марионеточность жизни раскрывается.
    Внутренне: страдаю,потому что один;тоскую,потому что одинок;беспокоен,потому что пора покинуть землю и с головой уйти в мир грез...весь под властью Рока, которому молюсь,прошу скорее соединить нас. Во внутренней жизни сплошной минор,потому что рвусь,ах! как рвусь к тебе!
    Во внешней жизни:когда идут репетиции"ЭддыГаблер" я влеку всех за собой! А сам рвусь в облака!
    Мейерхолд-А.А.Блоку,апрель 1907:-Помните,у Чехова в "Чайке"Маша просит Тригорина прислать книжку с его автографом и предупреждает:-Только не пишите"многоуважаемой",а просто так: "Марье,родства не помнящей..."Когда я открыл присланную Вами "Снежную маску",мне вспомнилась Маша из "Чайки" и я пожалел, что уже поздно предупреждать,чтобы Вы не писали мне "многоуважаемому",а просто так:-Всеволоду...
    ...май 1907:-Вы не подумайте.что я обиделся на "многоуважаемого". Я,видите ли,испугался. Показалось, что Вы разлюбили меня.

    А.Роом,февраль 1924:-...я ни на минуту не задумывался над тем, чтобы безоговорочно порвать со своими саратовскими делами...как только представил себе,что я смогу работать с "самим Мейерхольдом"..Пожелание долгие годы быть Мейерхольдом большевистского театра!

    Б.Л.Пастернак-В.Э.Мейерхольду,март 1928:-Я помню несколько постановок Станиславского,ходил к Комиссаржевской, я смотрел Чехова,я их неоплатный должник...но есть вещь несоизмеримая придя к Вам, я впервые и единственный раз в жизни попал в ТЕАТР,понял,что это значит, и в мыслимость этого искусства поверил. Когда меня касается дыхание истинного дара...я робею его автора, точно никогда не жил и жизни не знаю. Чему же мимоходом учили Вы?Едва представимая редкостность,к которой адресовался Шекспир, осуществлена Вами и находится на Садовой...Меня поразили две вещи: как Вы накапливаете виртуозность и Ваше отношение к материалу. Вы поняли,как никто, что искусство в целом-это трагедия...которая должна прокатываться по всему пути,предохраненная от катастроф.
    ...После вступительной полосы этой ненасытной энергетики,с которой всегда должно начинаться большое творческое дело,но которая почти у всех кончается катастрофой или вырождается в пустую беспредметность, совершенно неожиданно и к великому счастью оказывается, что Вы еще и бездонный пластик,драматург не меньший,чем режиссер,и удивительный историк, и что важнее,историк живой и воле, то есть такой,КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ НЕ ЛЮБИТЬ РОДИНЫ И ЕЕ ПРОШЛОГО, ПОТОМУ ЧТО ЕЖЕДНЕВНО В ЛИЦЕ СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ ЧАСТЬ ЕЕ ЖИВОГО БУДУЩЕГО...

    1
    274