Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним5 декабря 2018 г.Пришла пора соборов кафедральных...
С произведением Гюго впервые попытался ознакомиться два года назад, когда заказал себе книгу в «Буквоеде». Книга до сих пор пылится где-то на полках, и именно в тот момент я осознал, что мои коллаборации с книгами более невозможны, поскольку я перестал воспринимать информацию в печатном варианте, не то чтобы я совсем отказался от этой формы, но художественные, а тем более нехудожественные идут у меня долго и туго. Плюс ко всему «Собор Парижской Богоматери» - программное произведение, и потому требовало более вдумчивого ознакомления и предстояло непростое чтение. С произведением был знаком в общих чертах и во многом по театральным постановкам на французском и русском языках, на последнем более подробно, поскольку удалось посмотреть от начала и до конца. На протяжении чтения держал в голове что постановки разительно отличаются от оригинала и потому отнесся к этому произведению со всей серьёзностью и потому оценивал произведение не только с точки зрения читателя, но и историка, оценивая детали и атмосферу Парижа тех лет. Так что более не смею задерживаться на введении и приступим к основной части нашего повествования.
Первое о чём хотелось бы сказать – это о дотошной детализации, поскольку Гюго конструирует историческую атмосферу на пространном описании мелочей. Особенно удачным мне кажутся главы, посвящённые описанию видов Парижа с высоты птичьего полёта и виду из башен. В них он даёт описание современного ему Парижа и Парижа пятнадцатого столетия. Стоит напомнить что в это время господствует догматизм и схоластика как единственная форма воспитания трезвомыслящих клириков, воспитывающихся в лоне бога, изучающих римлян и греков, что сочиняют тома для библиотек. В первых главах, где даётся мистерия Пьера Гренгуара запомнились картинки, где школяры поносят святых. Ведь день дурака у них ассоциируется с возможностью поиздеваться над догматами, и за это их никто не назовёт еретиками. Далее хотелось бы немного поразмыслить о сюжете сего монумента. Собор Парижской Богоматери скрывает в себе много тайн и одна из них – это Квазимодо, недочеловек с ликом демона, но нечеловеческой душой. Его окружение – это горгульи Собора и Клод Фролло, видевший в воспитании его свою великую миссию. Наконец-то мне удалось лучше понять этого персонажа, потому что в кинематографичных и анимационных воплощениях он даётся несколько однобоко. Но из книги можно узнать о нём, что он имел огромную тягу к знаниям и пытался эмпирическим путём познать божественное, что для того времени было немыслимым и его почитали за чернокнижника, хоть он и служил архидьяконом в Соборе… Удивительные метаморфозы с ним происходят, когда он «распутной девкой, словно бесом, одержим…», интересно наблюдать за путём, который должен пройти этот персонаж, проникся повествованием.
Самое лучшее, что есть в книге – это многочисленные отступления, которым посвящены целые книги, например взял на вооружение его рассуждение о том что до пятнадцатого столетия главным выразителем человеческого искусства было зодчество, и что оно являлось физическим воплощением эволюции человека. Изобретение Гуттенбергом печатного станка стало толчком к революции сознания, когда каждый, кто способен держать в руках кремневый камешек мог нацарапать шедевр, печать обеспечивала ещё большую сохранность знания, а главное – доступность его для всех слоёв населения. Наука переставала быть прерогативой алхимиков. Распространение знания убивало религиозность, но это уже совсем другая история.
Книга способна по-хорошему увлечь, она написана на порядок выше некоторых других произведений представителей литературы эпохи Ренессанса, вообще, как мне кажется, самые точные характеристики современности даёт в своих книгах Виктор Гюго и эта – самая лучшая в его творчестве. Её хочется перечитывать, потому что сюжет невозможно предсказать, если ты до этого с ним не был знаком, правда обилие отступлений всегда отвлекает от основной линии повествования, но в этом случае они не лишни и прекрасно дополняют окружающее пространство и дают наиболее полное представление о магии соборов кафедральных и их тайнах.
После этого чтения не хочется применять никаких критериев, хочется порекомендовать вам к ознакомлению этот шедевр литературной мысли, где историческая достоверность сочетается с описаниями соборов, готической архитектуры, подробно останавливаясь на мелких деталях. Что-то подобное пытается в своих опусах проделывает и Дэн Браун, правда, по сравнению с классиками у него это выходит несколько топорно, возможно потому что он часто обращается к ПедиВикии)!
Вердиктируя. Книга от которой невозможно оторваться, несмотря на её монументальность и обилие персонажей, каждый из которых оказывается связан с незабвенной цыганкой, но сюжет отходит на второй план, когда вчитываешься в описания и авторские отступления, в которых думается скрыта истинная суть книги, её ценность, позволившая опередить своё время и сохранится до наших дней. Ведь впоследствии книга несколько раз переиздавалась. Рекомендую всячески как любителям классической литературы, так и тем кто неравнодушен к сильным вдохновляющим книгам. Всем добра и приятного прочтения!
301,8K