Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кондуит и Швамбрания

Лев Кассиль

  • Аватар пользователя
    Vitalvass2 декабря 2018 г.

    Абрам Кассиль vs Филипп Преображенский

    Книга не похожа на другие произведения Кассиля. Кассиль вообще не баловал читателя особо оригинальными сюжетами. Обычно у него книги детские, даже если действие происходит на фоне войны, герои простые, посыл банальный - давайте жить дружно и на пользу советской власти.
    "КиШ" очень сильно выделяется на фоне всех его произведений. Во-первых, это автобиографичная книга. Мало сомневаюсь, что почти все, рассказанное в книге - правда и действительные воспоминания автора. А ведь не каждый сочтет собственный жизненный опыт достойным того, чтобы рассказать о нем широкой читательской аудитории. Куда проще выдумать чужую жизнь. Однако жизнь Кассиля и его семьи оказалась весьма занимательной и достойной пристального рассмотрения.
    Во-вторых, у книги необычная структура. По сюжету главные герои - Лев Кассиль и его младший брат Иосиф выдумали ради игры страну Швамбранию и отразили в ней реальный мир, с его политикой, религией, социальным неравенством и т.д. И Швамбрания росла и изменялась вместе с Россией. И это постоянное сравнение очень необычно.
    И в-третьих, книга повзрослее всех остальных произведений автора. Здесь без прикрас описываются достаточно жесткие вещи - голод, тиф, война, смерти, человеческая подлость и низость.
    Я назвал главными героями рассказчика (Льва Кассиля) и его братца, однако лишь де-юре. Фактически главным героем является реально существовавший Абрам Григорьевич Кассиль, отец Льва Абрамовича Кассиля.
    На мой взгляд, Абрам Григорьевич является по сути ответом на персонажа "Собачьего сердца" Булгакова, профессора Филиппа Филипповича Преображенского, кумира совковых диссидентов и нынешних представителей креативного класса, которые полагают, что, цитируя его фразочки про клозеты и разруху, про комнаты, про пролетариев и т.д., становятся все более и более интеллигентными и политически грамотными, то есть, похожими на своего литературного кумира.
    На мой взгляд, А.Г.Кассиль просто уделывает в одну калитку Ф.Ф. Преображенского, и это можно легко доказать.
    Оба по профессии врачи. Правда, в отличие от Кассиля, Преображенский живет, во-первых, в столице (а не в сраном по тогдашним меркам Покровске). А во-вторых, Преображенский профЭссор с мировым именем, открыватель всего нового, светило науки, элита. Ну, а Абрам Кассиль вынужден торчать в провинциальном городке без перспектив, будучи, как видно, единственным нормальным врачом на весь населенный пункт.
    Советская власть сохранила за Ф.Ф.Преображенским его жилплощадь, позволила ему вести свои опыты, принимать пациентов, оставила ему 9 комнат и вообще оградила его от всяческого преследования. У Преображенского есть две домработницы, и в целом живет он весьма припеваючи.
    Абрам Кассиль же после революции Февральской чуть было не лишился больницы и работы. Советская власть вернула больницу, однако Абраму пришлось лишиться собственного дома и ютиться в гораздо более скромных апартаментах, вместе со своей семьей (двумя детьми и женой), тремя тетками, двоюродной сестрой и совершенно незнакомыми ему людьми. Затем советская власть отправила Абрама на войну, спасать раненых, где тот чуть сам не погиб и вынужден был спать на замерзшей мочи.
    Однако как ведет себя профессор Преображенский? Он до смерти ненавидит советскую власть, презирает всех вокруг. К больным относится с высокомерием, для него эти люди просто средство для существование, но не самое прибыльное, поскольку ему, видимо, государство и так платит неплохое пособие. Поэтому у него предостаточно свободного времени для собственных исследований. Обвиняя в разрухе чужие "головы", Филипп Филиппович полагает, что это исключительно благодаря его голове в его маленьком мирке все более-менее в порядке.
    Абрам Кассиль принял свержение самодержавия с восторгом. С некоторым подозрением он поначалу отнесся к советской власти, будучи интеллигентом и понимая, что привычному укладу жизни приходит конец. Однако, сравнив действия Временного правительства с большевиками и просто проанализировав обстановку вокруг, он понимает, что будущее действительно за красными. Страна в разрухе, но его долг, как врача, продолжать спасать жизни, работая не за страх, а за совесть.
    В то время, как Преображенский брезгует поделиться жилплощадью, ссылаясь на то, что каждая комната несет якобы какую-то охренительно важную функцию для лечения больных, Абрам Кассиль переносит невзгоды и тесноту без всяких стонов и соплей.


    "- От рук совсем отбился, - спешат пожаловаться тетки. - Все книжки растаскали пролетариям...
    • Оставьте вы свои мерки, - говорит, волнуясь, папа. - Мне странно... как можно в такое время корпеть над мелочами? Если бы вы видели, какие лица были у наших, когда они гнали этих... Если бы вы..."

      Можно, конечно, называть Преображенского великим ученым, но если начнется война вроде Великой отечественной, то не врач с менталитетом Преображенского будет лечить вас, когда вас зацепит пуля или осколок. Такой врач соберет вещи и переметнется на сторону врага. А обращаться за помощью и либералам, и патриотам, и коммунистам, и монархистам придется к настоящему служителю своему делу вроде Абрама Кассиля. Он, наверно, не сможет изрекать мудреные цитаты про клозеты, однако жизнью вы будете обязаны именно ему, презренному "совку" и "жиду".


    Советская власть изображена главным образом в виде комиссара Чубарькова, бывшего грузчика и не шибко образованного. Кассиль рисует его без прикрас. Грубоватый, неотесанный, еще и пьющий. Отвратительна сцена, где комиссар напивается до такой степени, что устраивает дебош, а затем ищет самого себя, который этот дебош устроил, чтобы арестовать. Разумеется, поклонники Булгакова назвали бы такого персонажа Шариковым и стали бы его всячески обсмеивать. Однако на деле Чубарьков справедлив, тверд в своих убеждениях и в целом положителен во всех отношениях. Он ли виноват в том, что при царизме его держали в говне?
    Первая половина книги глазами гимназиста Льва Кассиля дает достаточно правдоподобное представление о России, которую мы потеряли, о социальном неравенстве, нищете, полном отсутствии перспектив. Даже в гимназии уровень образования был отвратительно низким, большая часть времени тратилась не на накопление знаний, а на прививание ученикам ненужной солдатской дисциплины, пресмыкательства перед начальством, на соблюдение совершенно бессмысленных правил и традиций.
    Сложно назвать людоедской ту власть, которая дала равные права на образование вне зависимости от пола, имущественного положения и национальности.

    15
    2,2K