Рецензия на книгу
Тот самый Мюнхгаузен
Григорий Горин
Vitalvass28 ноября 2018 г.Хороший анекдот. Всем смеяться! Барабанная дробь! Занавес...
Выскажу крайне непопулярное мнение, но эта история слабовата.
Конечно, все знают этот фильм с Янковским в главной роли. В советские времена снималось много фильмов подобного рода, и особенно старался режиссер Марк Захаров. Его стиль - это вялотекущее, крайне затянутое повествование, прерываемое песнями и мало что значащими сценами. Тем не менее, фильмы его любимы народом, и с этим приходится считаться.
Основой послужила вот это самая пьеса Горина.
Чтение пьесы помогло лично мне, отвлекаясь от претенциозной игры актеров, от музыкальной темы, от всяких разных глубокомысленных цитат, вникнуть в сюжет и идею.
По Горину, Мюнхгаузен существовал, вот только никаких подвигов он не совершал, а все его истории - это без всякого сомнения вранье. Хотелось бы сказать, что вранье искусное, но... нет. Довольно неуклюжее и прямолинейное. Просто - "возьми да поверь!".
Но барону мало того, чтобы люди восторгались его выдуманными приключениями. Он посягает еще и на установленный порядок вещей. Он объявляет о существовании дня "тридцать второе мая".
В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды... Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз. Марта может подтвердить! Итак - три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия - в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день!Из-за этой фантазии барон срывает бракоразводный процесс и навлекает на себя вполне заслуженную ненависть города. Возникает напряженный и не очень забавный по своему содержанию конфликт. Родной сын хочет вообще убить Мюнхгаузена, а невеста по имени Марта проникается к нему недоверием и раздражением.
0:10
И тогда барон в конце первой части запирается в своем доме и застреливается, по крайней мере, слышен выстрел.
Во второй части его объявляют мертвым и даже читают речь. Однако ВНЕЗАПНО Мюнхгаузен объявляется живой и здоровый, Марта теперь его супруга, они живут вместе и даже воспитывают ребенка. Почему он жив, если до того был мертв, не объясняется. Ведь это не важно! Если даже он выстрелил в стену, кого тогда хоронили? Это не объясняется, потому что...
Что скажет представитель элитарного искусства, ценитель "прекрасного", если у него потребуют объяснить, каким образом Мюнхгаузен оказался жив?
"Вы просто неотесанное быдло, которое ничего не понимает в постмодернизме/экзистенциализме/кубизме/метареализме (нужное подчеркнуть)." - глоток кофе - "Вам важна только логика, чтоб вам все объяснили и разжевали. Это вообще неважно, жив он или нет. Это аллегория! Высокое искусство!"- глоток кофе - "Идите и читайте ваши вонючие детективы, там все понятно. Автору виднее, он так видит!".
По идее во второй части Мюнхгаузен должен был стать очень серьезным и скучным, в противоположность себе прежнему. Так предписывают законы комедии абсурда, ведь абсурд здесь заключается и в том, что после его мнимой смерти все внезапно полюбили лживого барона. Но нет, он остался прежним, и та история никак не повлияла на него. Он продолжает вести себя как юродивый, изображая дурака из себя и делая дураков из окружающих. Окружающие же ведут себя, как предсказуемые болванчики - то есть, все знают, что Мюнхгаузена нельзя воспринимать серьезно, с ним не надо вступать в диалог, это просто наглый тролль. Но они все так удивляются, когда он выдает очередную шутеечку, словно это происходит в первый раз. Чем он и кормится...
Наконец барон по собственной инициативе решает-таки показать наглядно, что он не балабол, не тварь дрожащая, а самый настоящий супергерой. Решает улететь на Луну верхом на ядре и показать это всем. То есть в самом буквальном смысле дать выстрелить собой из пушки.
Этот поворот сюжета был бы весьма забавен и при этом трагичен, если бы барон не проявил здесь инициативу сам. Вот если бы его вынудил к этому город, я бы еще понял, но поскольку его никто не вынуждал, а он сам решил совершить акт самоубийства, остается только развести руками.
Перед "полетом на Луну" барон включает обидку и выговаривает Марте, что та в свое время отреклась от него (самое время!). Ее просьбы ее простить и заверения в любви его не трогают, он говорит, что это "не то".
Потом внезапно в самый решающий момент барон заявляет, что на Луне не был и туда направляется. И вообще красиво съезжает с эксперимента и говорит, что пойдет туда пешком. А люди, видите ли, слишком серьезны и не понимают шуток. И он просто уходит со своей Мартой, которую, видимо, тут же... простил?!
Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!Подожди-ка, барончик, но из всех персонажей пьесы именно ты делал глупости, и с самым серьезным выражением лица. Поэтому твои нотации здесь несколько неуместны, ну... какая от них польза?!
У меня сложилось впечатление, что данная пьеса - это гимн индивидуализму в самом худшем смысле. Есть известная фраза, что бытие определяет сознание, и так оно и есть. А Горин как будто пытается доказать, что все наоборот. Сознание веселого барона Мюнхгаузена все определяет. И вообще все, что произошло в пьесе, произошло в воображении барона.
Стало быть, нам, простым обывателям, если мы хотим чем-то запомниться, стать особенными, добиться уважения, нужно творить не реальные дела, а создавать иллюзию собственной значимости. Горин стоит на такой позиции вполне серьезно, потому что всеми силами, каждой фразой, пытается поднять значимость барона и вызвать у читателя к нему уважение. Ведь смотрите, какой он забавный, какой остроумный, посмотрите. какие вокруг него тупицы, шуток не понимают, посмеяться над собой не хотят, скучные и занудные!
Да, не всем людям дано шутить и создавать вокруг себя ореол необычного и незаурядного человека. Многие люди интроверты, замкнуты в себе и неразговорчивы. Но при этом они изобретают вещи, открывают звезды и даже лечат и учат других людей.
А Мюнхгаузен просто ноль, пустышка, лишний человек. Явление вредное и нелепое по своей сути. Представитель "творческой интеллигенции", голый король.
Фильм тащат, на мой взгляд, актеры, играющие во многом самих себя и те роли, которые они играли до того. Они наслаждались самим процессом, и зрители наслаждались вместе с ними. Но убери всю эту актерскую игру, всю эту имитацию жизни, и мы увидим ноль смысла и фунт презрения к человечеству со стороны человека, который сам потерял смысл жизни и стал грустным клоуном.
Кроме того, в фильме Мюнхгаузен все-таки лезет по лестнице к пушке, видимо, намереваясь совершить выстрел самим собой и погибнуть. Режиссер Захаров не идиот, он понимал, что если Мюнхгаузен просто уйдет, это будет фарс.161,4K