Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тот самый Мюнхгаузен

Григорий Горин

  • Аватар пользователя
    Vitalvass28 ноября 2018 г.

    Хороший анекдот. Всем смеяться! Барабанная дробь! Занавес...

    Выскажу крайне непопулярное мнение, но эта история слабовата.
    Конечно, все знают этот фильм с Янковским в главной роли. В советские времена снималось много фильмов подобного рода, и особенно старался режиссер Марк Захаров. Его стиль - это вялотекущее, крайне затянутое повествование, прерываемое песнями и мало что значащими сценами. Тем не менее, фильмы его любимы народом, и с этим приходится считаться.
    Основой послужила вот это самая пьеса Горина.
    Чтение пьесы помогло лично мне, отвлекаясь от претенциозной игры актеров, от музыкальной темы, от всяких разных глубокомысленных цитат, вникнуть в сюжет и идею.
    По Горину, Мюнхгаузен существовал, вот только никаких подвигов он не совершал, а все его истории - это без всякого сомнения вранье. Хотелось бы сказать, что вранье искусное, но... нет. Довольно неуклюжее и прямолинейное. Просто - "возьми да поверь!".
    Но барону мало того, чтобы люди восторгались его выдуманными приключениями. Он посягает еще и на установленный порядок вещей. Он объявляет о существовании дня "тридцать второе мая".


    В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды... Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз. Марта может подтвердить! Итак - три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия - в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день!

    Из-за этой фантазии барон срывает бракоразводный процесс и навлекает на себя вполне заслуженную ненависть города. Возникает напряженный и не очень забавный по своему содержанию конфликт. Родной сын хочет вообще убить Мюнхгаузена, а невеста по имени Марта проникается к нему недоверием и раздражением.
    И тогда барон в конце первой части запирается в своем доме и застреливается, по крайней мере, слышен выстрел.
    Во второй части его объявляют мертвым и даже читают речь. Однако ВНЕЗАПНО Мюнхгаузен объявляется живой и здоровый, Марта теперь его супруга, они живут вместе и даже воспитывают ребенка. Почему он жив, если до того был мертв, не объясняется. Ведь это не важно! Если даже он выстрелил в стену, кого тогда хоронили? Это не объясняется, потому что...

    0:10

    Что скажет представитель элитарного искусства, ценитель "прекрасного", если у него потребуют объяснить, каким образом Мюнхгаузен оказался жив?
    "Вы просто неотесанное быдло, которое ничего не понимает в постмодернизме/экзистенциализме/кубизме/метареализме (нужное подчеркнуть)." - глоток кофе - "Вам важна только логика, чтоб вам все объяснили и разжевали. Это вообще неважно, жив он или нет. Это аллегория! Высокое искусство!"- глоток кофе - "Идите и читайте ваши вонючие детективы, там все понятно. Автору виднее, он так видит!".
    По идее во второй части Мюнхгаузен должен был стать очень серьезным и скучным, в противоположность себе прежнему. Так предписывают законы комедии абсурда, ведь абсурд здесь заключается и в том, что после его мнимой смерти все внезапно полюбили лживого барона. Но нет, он остался прежним, и та история никак не повлияла на него. Он продолжает вести себя как юродивый, изображая дурака из себя и делая дураков из окружающих. Окружающие же ведут себя, как предсказуемые болванчики - то есть, все знают, что Мюнхгаузена нельзя воспринимать серьезно, с ним не надо вступать в диалог, это просто наглый тролль. Но они все так удивляются, когда он выдает очередную шутеечку, словно это происходит в первый раз. Чем он и кормится...
    Наконец барон по собственной инициативе решает-таки показать наглядно, что он не балабол, не тварь дрожащая, а самый настоящий супергерой. Решает улететь на Луну верхом на ядре и показать это всем. То есть в самом буквальном смысле дать выстрелить собой из пушки.
    Этот поворот сюжета был бы весьма забавен и при этом трагичен, если бы барон не проявил здесь инициативу сам. Вот если бы его вынудил к этому город, я бы еще понял, но поскольку его никто не вынуждал, а он сам решил совершить акт самоубийства, остается только развести руками.
    Перед "полетом на Луну" барон включает обидку и выговаривает Марте, что та в свое время отреклась от него (самое время!). Ее просьбы ее простить и заверения в любви его не трогают, он говорит, что это "не то".
    Потом внезапно в самый решающий момент барон заявляет, что на Луне не был и туда направляется. И вообще красиво съезжает с эксперимента и говорит, что пойдет туда пешком. А люди, видите ли, слишком серьезны и не понимают шуток. И он просто уходит со своей Мартой, которую, видимо, тут же... простил?!


    Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

    Подожди-ка, барончик, но из всех персонажей пьесы именно ты делал глупости, и с самым серьезным выражением лица. Поэтому твои нотации здесь несколько неуместны, ну... какая от них польза?!
    У меня сложилось впечатление, что данная пьеса - это гимн индивидуализму в самом худшем смысле. Есть известная фраза, что бытие определяет сознание, и так оно и есть. А Горин как будто пытается доказать, что все наоборот. Сознание веселого барона Мюнхгаузена все определяет. И вообще все, что произошло в пьесе, произошло в воображении барона.
    Стало быть, нам, простым обывателям, если мы хотим чем-то запомниться, стать особенными, добиться уважения, нужно творить не реальные дела, а создавать иллюзию собственной значимости. Горин стоит на такой позиции вполне серьезно, потому что всеми силами, каждой фразой, пытается поднять значимость барона и вызвать у читателя к нему уважение. Ведь смотрите, какой он забавный, какой остроумный, посмотрите. какие вокруг него тупицы, шуток не понимают, посмеяться над собой не хотят, скучные и занудные!
    Да, не всем людям дано шутить и создавать вокруг себя ореол необычного и незаурядного человека. Многие люди интроверты, замкнуты в себе и неразговорчивы. Но при этом они изобретают вещи, открывают звезды и даже лечат и учат других людей.
    А Мюнхгаузен просто ноль, пустышка, лишний человек. Явление вредное и нелепое по своей сути. Представитель "творческой интеллигенции", голый король.
    Фильм тащат, на мой взгляд, актеры, играющие во многом самих себя и те роли, которые они играли до того. Они наслаждались самим процессом, и зрители наслаждались вместе с ними. Но убери всю эту актерскую игру, всю эту имитацию жизни, и мы увидим ноль смысла и фунт презрения к человечеству со стороны человека, который сам потерял смысл жизни и стал грустным клоуном.
    Кроме того, в фильме Мюнхгаузен все-таки лезет по лестнице к пушке, видимо, намереваясь совершить выстрел самим собой и погибнуть. Режиссер Захаров не идиот, он понимал, что если Мюнхгаузен просто уйдет, это будет фарс.

    16
    1,4K