Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним27 ноября 2018 г.

    Этот отзыв я начну издалека. Есть у Роберта Шекли такой интересный рассказ – "Па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента". Это небольшое, очаровательное и весьма и весьма запоминающееся произведение. Если кратко, то одна и та же ситуация – клиент приходит в кафе каждый день на протяжении долгого времени, но кафе закрывается – подаётся с трёх разных точек зрения от лица трёх разных действующих персонажей (рассказ состоит из трёх частей, каждая из которых об отдельном герое). Каждый из героев немного эгоистичен, каждый считает себя центром истории и первопричиной всего происходящего, у каждого свой, абсолютно уникальный взгляд на мир. И ни один из них не видит ситуации целиком, так, как может увидеть её читатель.

    К чему же всё это было сказано? "Искупление" своей структурой по крайней мере первую половину романа вызывало у меня стойкие ассоциации с названным рассказом. Есть несколько героев, разного возраста, пола и социального положения. Они все знакомы между собой на протяжении нескольких лет, а то и десятилетий, но даже этот срок не позволяет избежать фатальных ошибок, составляющих основу сюжета.

    Сесилия и Робби, друзья детства, дочка богатых родителей и сын горничной. И Брайони, сестра Сесилии, юная и крайне впечатлительная девочка, увлекающаяся написанием рассказов и сказок.
    Именно эти трое становятся центром ужасной трагедии романа.

    Сесилия разбивает у фонтана вазу и, раздевшись, лезет в воду доставать осколки семейной реликвии. Робби, неловкий и влюбленный в девушку, просто стоит рядом. А из окна эту сцену видит Брайони.
    Казалось бы, что страшного может произойти из-за настолько безобидного происшествия?
    Брайони, по сути ещё совсем ребёнок, пытается придать увиденному смысл, "взрослый" смысл, причём делает из безобидной ситуации у фонтана настоящую драму. Её любимая сестра становится несчастной жертвой ужасного злодея, на роль которого юная писательница выбирает Робби. Вежливого и умного Робби, который мечтает стать врачом и досконально изучает анатомию (правда его письмо о женской промежности действительно странное), который впервые влюблен и влюблен страстно в красивую девушку, не равную ему по социальному положению. Он жаждет самостоятельности и чувствует себя неловко из-за отца Сесилии который оплачивает его обучение. Иронично, но его неловкость воспринимается окружающими как агрессивность и именно это во многом определяет грядущие события.

    Для Брайони Робби становится чудовищем, от которого нужно защищать близких. И она защищает, о да! Когда в доме Таллисов происходит страшная трагедия и полиция ищет хотя бы подозреваемых, Брайони, особо не задумываясь над последствиями своих действий, указывает на Робби. У него нет алиби, она утверждает, что видела его на месте преступления. За ней стоит её семья (по совместительству семья жертвы), у него есть только старушка-мать, слово которой не значит ничего.
    Он попадает в тюрьму, а Сесилия рвет все связи с семьёй, предавшей их. Так Брайони по глупости и неосторожности рушит две жизни.

    Роман прекрасен именно тем, что история подаётся от лица нескольких героев. Повествование ведёт не только излишне драматичная Брайони (прыгнуть в реку и не пытаться спастись, чтобы признаться в любви спасителю – эта девочка вообще адекватна?), рассказчиками на равных с ней выступают и Робби, и Сесилия.
    Мы, простые читатели, можем понять Брайони, прочувствовать ее логику, когда она называет Робби виновным в преступлении (и ведь почти до конца книги автор не даёт однозначного ответа о виновности главного героя, истина раскрывается только в финале). Мы можем "побывать в шкуре" Робби, ощутить его влюбленность, страсть в отношении Сесилии. И осознать взаимность этой страсти со стороны Сесилии. Их влюбленность вообще один из самых интересных моментов романа. Странная и неоднозначная, возникшая давно, но вспыхнувшая в одно мгновение страсть, наблюдаемая между этими двумя, могла бы или стать любовью на всю жизнь, или "затухнуть" под влиянием быта. Если бы не Брайони.

    Брайони для меня осталась неоднозначным персонажем. С одной стороны её поступок ужасен, ничего не может уменьшить её вины и оправдывать её только тем, что она была ещё совсем ребёнком или тем, что она попыталась искупить вину, не получается. Все-таки тринадцать это достаточно сознательный возраст для того, чтобы уметь предсказывать последствия своих поступков, а написание романа со счастливым концом выглядит слабой заменой сломанным судьбам людей.

    Но с другой... Не похоже, чтобы книга была именно о семейной драме и разрушенных жизнях. При чтении у меня возникало стойкое ощущение будто автор "играет" с читателями.
    Брайони, Робби и Сесилия часто казались только персонажами, действующими согласно установленному автором сценарию. Многие события совершались вопреки простой логике. Да и во всем романе в целом большее внимание уделялось не чувствам, не пейзажам и не сюжету, а именно навыку писательского мастерства.

    "Искупление" – это в большей степени роман о том, как важно вовремя разделять воображение и реальность. И о том, какая боль может истекать из их смешения. Робби и Сесилия – несчастные влюбленные, по воле автора лишенные любви. А Брайони, неоднозначная и неосторожная Брайони – всего лишь марионетка автора в игре с читателями.
    Можно ли ненавидеть актёров в театре за роли злодеев, которые они блестяще играют? Или кукол в кукольных представлениях за то, что по воле кукловода они предают, грабят или убивают?
    Ответ тут однозначен – нет. И именно поэтому я не могу ненавидеть Брайони. Но и любить её не хочу.

    80
    3,4K