Рецензия на книгу
Сладостно и почетно
Юрий Слепухин
Aleni1125 ноября 2018 г.Ох, какая же нелегкая книга. Нелегкая – не в смысле структуры текста, а в смысле содержания. Да и не может быть легкой книга о том, как и почему трудолюбивый, уравновешенный, интеллектуально развитый немецкий народ смог принять и подчиниться коричневому диктату национал-социализма. Именно этот вопрос стоит на месте основной проблематики романа. Тема очень сложная, многогранная. К ней мало обращаются, слишком уж до сих пор болезненно воспринимается все, что происходило в те годы.
Взяв за основу покушение на Гитлера в июле 44 года, автор на примере прямых или косвенных его участников показывает, насколько все-таки неоднозначным было отношение к режиму в фашистской Германии, как в годы его зарождения, так и за несколько месяцев до окончательного падения.
Показывает, как форматировалось сознание немецкого народа, когда к власти пришли национал-социалисты. Многих подкупили успехи в развитии страны, резкий экономический рост, появление огромных карьерных возможностей для любых слоев населения и т.д. Те, кто был способен заглянуть немного глубже, уже тогда видели всю гнилую сущность установившегося режима, но просто не верил, что столь чудовищные идеи смогут получить дальнейшее развитие, кто-то просто инертно плыл по течению, а кого-то хватало только на слабую критику в ограниченном объеме, на открытый протест отваживались немногие… они и сгинули первыми. Поэтому слово «немец» совсем не обязательно обозначало «фашист», хотя в те страшные годы так казалось совсем не каждому.
Опять же очень остро ставит автор вопрос вины немецкого народа в целом и каждого немца в отдельности. Да, многие не поддерживали происходящее вокруг, но ведь промолчали в критический момент, допустили к власти чудовищ, позволили им творить беспредел под маской государственной пользы. И степень этой вины очень трудно определима… тут каждый решает для себя…
Чтобы нагляднее показать проблематику, автор использует три основных сюжетных линии: дальнейшая судьба Людмилы Земцовой, угнанной на работу в Германию, покушение 20 июля и варварская бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года. Герои этих линий тесно взаимодействуют между собой, и это взаимодействие еще сильнее подчеркивает неоднозначность многих известных событий. Здесь играют роль и сложная мотивация заговорщиков, и любовь советской девушки и немецкого боевого офицера, и вынужденное сопротивление режиму пожилого искусствоведа… И еще здесь очень много персонажей, разных, сложных, знакомых всем исторических фигур и мелких, незаметных статистов … персонажей, внутренние метания, сомнения и терзания которых так великолепно получилось передать автору.
В целом роман очень драматичен и из-за сложности поднимаемых вопросов, и из-за почти постоянной атмосферы обреченности, и из-за присутствующих тяжелых сцен. Хотя тут тоже надо отдать Слепухину должное: он старается максимально сгладить все, что только можно.
Но разве можно сгладить до конца, например, страшное впечатление, которое производит бессмысленное разрушение целого города, мировой исторической жемчужины, сознательное уничтожение многих тысяч обычных людей, в основном массе виновных разве что в том, что они родились не в том месте и не в то время, поэтому и оказались жертвами грязных политических игр. Кто-то называет это искуплением, но все же, несмотря на всю мнимую или реальную вину немецкого народа, это не искупление, а преступление… преступление тем более мерзкое, что в нем не было никакой нужды, кроме гипотетического зарабатывания очков отдельных государств на большой политической арене.
…Чувствую, рецензия получается немного сумбурной, за что сразу прошу прощения. Это от того, что роман произвел слишком сильное впечатление, которое никак не хочет устаканиваться. Эмоций много, мыслей тоже… слов не хватает. Но если в двух словах, то это одно из лучших произведений на данную тематику, такие надо читать обязательно. А потом думать, думать… и еще раз думать…521K